RSS Eng

27 мая

RSS

Печать

Уроки истории: сформировать единое историческое сознание или воспитать критическое мышление?

В ОП РФ обсудили, каким должно быть преподавание истории

Уроки истории: сформировать единое историческое сознание или воспитать критическое мышление?

В Общественной палате РФ 27 мая прошел круглый стол на тему «Историческая память современной российской молодежи», инициатором проведения которого выступил член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, руководитель рабочей группы ОП РФ по исторической политике и просвещению Андрей Шутов.

По мнению профессора кафедры истории социально-политических учений МГУ имени М.В. Ломоносова Сергея Перевезенцева, существует понятие «единое историческое сознание» — комплекс важнейших исторических событий, единая оценка которых основывается на единой исторической судьбе, признании принадлежности к народу и государству, ощущении причастности к судьбе своего народа. При этом если государство стремится к тому, чтобы у населения было определенное историческое представление о прошлом, иными словами, было сформировано единое историческое сознание, то должна быть вразумительная государственная политика в этой области, утверждает ученый. Сегодня же нередки случаи переписывания истории, более того, с задачей формирования единого исторического сознания не справляется современное историческое образование.

«В нем есть пока непреодоленное противоречие: главная задача авторов учебников и авторов историко-культурного образовательного стандарта — воспитание критического восприятия истории, при этом ни о какой исторической памяти, ни о каком историческом сознании говорить не приходится. Вторая проблема: история воспринимается и авторами учебников, и школьниками как набор фактов, которые человек должен сам осмыслить, но что можно осмыслить в седьмом классе без помощи педагога?» — задается вопросом Сергей Перевезенцев.

Причина этого противоречия кроется в отсутствии у общества единой мечты и цели, утверждает эксперт. Только работа над учебниками истории, только соответствующая государственная политика в области формирования исторического сознания может изменить ситуацию, уверен он.

Своим видением развития образовательного процесса поделился исполнительный директор фонда «История Отечества», член президиума Российского исторического общества Константин Могилевский.

«Учебник — это агрегатор, книга, которая должна пробудить интерес к истории, сориентировать, где и что можно прочитать, навести на какие-то мысли. Считаю, нельзя отказываться от идеи, что история — наука аналитическая, что, читая исторические тексты, надо делать выводы и относиться к источникам критически. Кроме того, мы должны учитывать, что сегодня есть молодые люди, которым интересно заниматься историей, и если мы предоставим для них окна возможностей, то сформируется некая критическая масса нормально подготовленных специалистов, необязательно историков, которые смогут нести это качественное историческое знание дальше», — убежден он.

Константин Могилевский напомнил, что историческое знание необходимо синхронизировать с географией, литературой и другими предметами гуманитарного цикла, только так можно создавать единый исторический миф.

Очень важно, чтобы разрабатываемый сегодня образовательный стандарт был внятен и понятен, сказала член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Татьяна Клименко.

«Многое зависит от того, как мы организуем контент, как выстроим имеющиеся технологии, тем более что сегодня школа постепенно превращается в цифровую. Это значит, что большую роль играет и личность учителя, и то, как содержание исторического материала обработано и используется в виде различных электронных материалов», — подчеркнула она.

Кроме того, общественница отметила необходимость развития системы повышения квалификации учителей-историков и всех, кто работает с молодежью. По ее мнению, педагог должен уметь пользоваться существующими информационными технологиями.

«Важно не упустить молодое поколение и осуществлять социальную прививку как можно раньше, чтобы дети практически участвовали в поисковой деятельности, в музейной работе, в исторических реконструкциях, в акции “Сады Победы”», — призвала Татьяна Клименко.


 


Член рабочей группы Общественной палаты РФ по сохранению и поддержанию памятников советским воинам Алексей Царев рассказал о проекте «Почетный караул», участники которого проводят мониторинг состояния воинских захоронений и памятников, а также занимаются увековечением памяти защитников Отечества.

Андрей Шутов выступил с инициативой распространить такую практику на все регионы страны, используя для этого площадку Общественной палаты РФ. Кроме того, он заверил, что прозвучавшие в ходе круглого стола предложения будут обобщены и доведены до сведения заинтересованных лиц и организаций, а также анонсировал мероприятие по обсуждению учебников истории, запланированное на осень 2019 года.

Теги: Татьяна Клименко, Андрей Шутов

Актуальный комментарий

Путин подписал закон о сокращенном рабочем дне для женщин в селах

  • Юлия Оглоблина

    13.11.2019

    Юлия
    Оглоблина

    «Чем больше будет льгот и преференций, тем чаще выбор граждан будет направлен в сторону села»

ФСБ пресекла деятельность одного из крупнейших интернет-магазинов по продаже наркотиков

  • Султан Хамзаев

    13.11.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Владельцев такого рода площадок можно назвать наркомафией, которой общество объявило войну»

В российских домах выросло число случаев затопления квартир

  • Игорь Шпектор

    13.11.2019

    Игорь
    Шпектор

    «На сегодняшний день износ сетей довольно высокий, и они находятся в безобразном состоянии»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться