RSS Eng

19 июн€

RSS

ѕечать

Ђ–усска€ классическа€ культура задала высочайшую планку нравственных норм и представленийї Ч »осиф ƒискин

¬ ќѕ –‘ оценили вклад классического культурного наследи€ в формирование общероссийского единства

Ђ–усска€ классическа€ культура задала высочайшую планку нравственных норм и представленийї Ч »осиф ƒискин

¬ ќбщественной палате –‘ 18 июн€ прошел круглый стол «ќбщероссийское единство: вклад классической русской культуры».

”же больше года в ќбщественной палате –‘ работает большой проект «ќбщероссийское единство. „то нас объедин€ет», напомнил председатель  омиссии ќѕ –‘ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений »осиф ƒискин. ѕо его мнению, в формировании общероссийского единства должно быть задействовано гражданское общество, которому необходима консолидаци€ на базе общих нравственных ценностей и традиций. ќбщественник убежден, что прочным фундаментом такого единени€ €вл€етс€ классическа€ русска€ культура. ќн также отметил, что 90 процентов росси€н, независимо от вероисповедани€ и отношени€ к вере вообще, признает религию важным источником нравственных ценностей.
 
 

 
 
«—пецифика русской классической культуры заключаетс€ в том, что она задала высочайшую планку нравственных норм и представлений, оказавших значимое вли€ние на формирование повседневной морали.  аковы же эти ценности и нормы, которые внесла классическа€ культура в общественное сознание? — задаетс€ вопросом ƒискин. — ¬ какой мере она создает социокультурную преемственность живых, подчеркиваю, традиций русской классической культуры, обеспечивает интерпретацию этих традиций в актуальном современном общественном контексте?»
 
ѕо его мнению, раньше такую преемственность обеспечивала система школьного образовани€ и авторитет семьи, сегодн€ их вли€ние снизилось. Ѕолее того, в современном обществе игнорируетс€ интегративна€ функци€ русской классической культуры — литература, музыка, художественна€ культура воспринимаютс€ отдельно, а ведь именно на основе интеграции создаетс€ фундамент единого общества. 
 
«—ерьезной проблемой общественного функционировани€ культуры стало ее слабое обращение к искреннему нравственному переживанию. Ёкспрессивно-выразительные средства современной культуры принимают экстремальные формы потому, что нет желани€ глубокого нравственного переживани€, без которого нет шансов на глубокое усвоение ценностей художественной культуры», — говорит он. 
 
“ака€ же ситуаци€ наблюдаетс€ в школе, более того, нравственна€ глухота стала привычным стереотипом в государственном функционировании и не €вл€етс€ источником карьерных рисков, констатирует »осиф ƒискин. ¬ услови€х резкого роста нравственной чувствительности российского общества заплатить за это можно серьезным социально-политическим напр€жением, предостерегает он.
 
ѕроблема заключаетс€ в том, что разрушаетс€ канон классической русской культуры в системе общего образовани€, считает первый заместитель председател€  омиссии ќбщественной палаты –‘ по развитию образовани€ и науки Ћюдмила ƒудова. ѕо ее словам, результаты всероссийского обсуждени€ новых федеральных государственных образовательных стандартов (‘√ќ—) показали, что самую широкую дискуссию вызвало наступление на русскую классическую литературу, в которой, по мнению создателей ‘√ќ—, слишком много слов, непон€тных современному молодому человеку. 
 
 

 
 
«ћожет быть, “боливар” и “брегет” и непон€тно. Ќо им непон€тно слово “ветрило” в контекстном употреблении (“парусник”). ƒоминируют подходы, предлагающие уйти от русской классики: ѕушкина, слава богу, оставл€ют, но уже ƒержавина, Ћомоносова — между прочим, создател€ учени€ о “трех штил€х” — нужно убрать, перечеркнуть! ƒостоевский т€жел в силу объема. Ћев “олстой — само собой, это же четыре тома надо прочитать! ќдним словом, наступление на русскую классическую литературу и русскую классическую художественную культуру продолжаетс€», — говорит она. 
 
—амое страшное, по мнению общественницы, то, что уровень образовани€ тех, кто сегодн€ составл€ет эти стандарты, не предполагает опоры на классическую традицию. ѕоэтому задача общественности — подготовить рекомендации, которые позвол€т разработать стандарты дл€ старшей школы: «¬с€ классика приходитс€ как раз на 9, 10, 11-й классы, а это √ончаров, “олстой, ƒостоевский, Ѕунин и т.д., так что основные битвы еще предсто€т». 
 
„лен  омиссии ќбщественной палаты –‘ по вопросам развити€ культуры и сохранению духовного наследи€ ѕавел ѕожигайло предлагает радикальные меры: дл€ увеличени€ количества часов по литературе убрать из школьной программы предметы «ќсновы безопасности жизнеде€тельности», «ќсновы православной культуры», сократить часы, отведенные на изучение иностранных €зыков, в целом пересмотреть методологию преподавани€ русской классической литературы.  роме того, он ратует за возрождение в школах уроков музыки и традиции хорового пени€.
 
ћинистр просвещени€ ѕриднестровской ћолдавской –еспублики “ать€на Ћогинова рассказала, что дл€ сохранени€ идентичности приднестровских молдаван был разработан школьный курс «ќсновы духовно-нравственной культуры народов ѕриднестровь€». ѕо ее мнению, формирование такой идентичности невозможно без воспитани€ толерантности, уважени€ к культуре того, кто находитс€ р€дом с тобой, — именно на этом принципе строитс€ государственна€ политика ѕриднестровь€. 
 
 

 
 
ќб идее сохранени€ идентичности малых народов –оссии и принципа добрососедства высказалс€ член  омиссии ќѕ –‘ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Ѕорис јлушкин
 
 

 
 
«”тверждение элементов общероссийского единства мы видим в принципе сожительства на основе доброй воли. Ќа –уси говор€т: “—оседей не выбирают, с ними живут”. ‘илософское кредо алтайских народов так и выражено: человек человеком богат. ћы это используем дл€ сохранени€ классических форм быти€, нравственности, традиционной классической культуры — без этого все наши усили€ бесполезны, без этого нам не прожить. ѕатриотизм, обща€ культура, профессионализм малых народов идут от классических примеров, и мы этим дорожим», — сказал он.
 
 атастрофической назвал ситуацию, сложившуюс€ в сфере образовани€, первый заместитель председател€  омиссии ќбщественной палаты –‘ по вопросам развити€ культуры и сохранению духовного наследи€ ¬ладимир ’отиненко. –аз классические методы не работают, необходимо искать новые, говорит он.
 
«ќбразование — самый ключевой вопрос. ƒл€ начала его нужно вернуть, дл€ этого нужны учител€, а им нужна соответствующа€ программа, чтобы эту реку переплыть. „тобы заинтересовать предметом, нужен метод подачи совершенно неожиданный. ћы иногда самой формулировкой предмета убиваем интерес к нему: как только школьники слышат о морально-нравственных основах, интерес тер€етс€. ћожет быть, прежде чем изучать ƒостоевского, надо заинтересовать учеников его €ркой биографией — рассказать, сколько у него романов было, какой он игрок был?» — рассуждает общественник. 
 
»осиф ƒискин напомнил, что в ќѕ –‘ ведетс€ подготовка основных положений ƒекларации общероссийского единства и предложил дл€ их актуализации провести совместное заседание трех комиссий: по развитию образовани€ и науки, по вопросам развити€ культуры и сохранению духовного наследи€, по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, — чтобы еще раз осмыслить роль классической русской культуры в формировании норм, ценностей и представлений, объедин€ющих всех росси€н. 
 
«–оссийское образование и культура — основа российского единства и стабильности. Ќужно понимать, что без упрочени€ социально-политического фундамента у нас нет будущего, поэтому надо бить во все колокола», — убежден ƒискин. 

 

“еги: »осиф ƒискин, Ћюдмила ƒудова, ¬ладимир ’отиненко, Ѕорис јлушкин, ѕавел ѕожигайло

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€