RSS Eng

10 июля

RSS

Печать

Медиация как способ досудебного разрешения конфликтов

Меры противодействия межнациональной и межрелигиозной ненависти и негативным явлениям в обществе обсудили в ОП РФ

Медиация как способ досудебного разрешения конфликтов

10 июля в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Противодействие межнациональной и межрелигиозной ненависти и негативным явлениям в обществе: практика досудебного урегулирования». Организатором выступила Комиссия ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений совместно с Центром изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ).

По словам организаторов, одной из основных современных проблем является распространение межнациональной и межрелигиозной ненависти и вражды, идеологии экстремизма и терроризма в социальных сетях и сети Интернет. 
 
Значительное количество преступлений в данной сфере непосредственно связано с явлением саморадикализации, которое происходит в Сети.
 
Участники круглого стола рассмотрели опыт регионов России и практики досудебного урегулирования правонарушений для определения эффективных практик и технологий, их последующего тиражирования и адаптации.
 
«Это те вопросы, которыми на протяжении долгого времени занимается Общественная палата и наша Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Например, зампредседателя комиссии Альбир Крганов возглавляет рабочую группу по медиации, поэтому тема, которая обсуждалась сегодня, нам очень близка. Мы касаемся не только вопросов, связанных с интернетом, но и находим решения, как выходить в офлайн, как продолжать работу с людьми, чтобы не допускать эти негативные явления и предотвращать неправильное, девиантное, криминальное поведение. В первую очередь это медиация между подростками, между учителями, между родителями», — сказал зампредседателя Комиссии ОП РФ Максим Григорьев.
 
 

 
 
Поиском угрожающей жизни и здоровью детей информации занимается Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды под руководством Дениса Заварзина. В настоящее время сформировано несколько ключевых направлений работы — в частности, Центр выявляет информацию, касающуюся детского суицида, кибербуллинга, а также других проявлений девиантного поведения и деструктивных явлений в молодёжной среде.
 
«Часто конфликтные ситуации в школе бывают связаны с проявлениями буллинга — травли, которая происходит как в онлайн-режиме, так и в реальной жизни. В некоторых ситуациях дело доходит не только до оскорблений и морального воздействия, но и до физического», — сказал на круглом столе Заварзин.
 
По его словам, нужны превентивные меры, которые позволят нивелировать конфликт на начальном уровне или свести к минимуму взаимные претензии сторон: «В этой связи роль медиации в образовательном процессе представляется очень важной».
 
«Необходимо использовать положительные практики, которые существуют в регионах России, и развивать институт медиации в стране в целом. Важно найти способ примирить не только учеников начальной школы — с этой задачей медиаторы справляются успешно, но и конструктивно работать со старшеклассниками — сложной аудиторией, которая с трудом идет на компромиссы», — заключил руководитель ЦИСМ.
 
Таким образом, круглый стол был во многом посвящен развитию восстановительных практик медиации в системе образования. Выступали участники из разных регионов, которые представили различные практики.
 
Руководитель направления «Школьные службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» Антон Коновалов рассказал о том, почему в школах так важен именно восстановительный подход: «В школах возникают разные конфликтные ситуации. Стоит оглянуться на нашу историю и посмотреть, что происходило в селах всего лишь несколько поколений назад и как решались конфликты, когда какой-то ребенок чудил, вел себя как-то иначе. В этом случае собирался сельский сход, и этот сход придерживался двух главных ценностей. Первая ценность — никого нельзя изгонять, никуда этого ребенка не денешь, он будет жить здесь, а значит нужно ситуацию как-то решать, и на сходе обсуждали, кто какой вклад может привнести в это решение, кто что может сделать для этого ребенка, кто его поддержит, кто его вразумит, и это были заинтересованные, уважаемые ребенком близкие люди. Вторая ценность — чужих проблем не бывает, все надо решать вместе».
 
«К сожалению, сейчас в школах мы сталкиваемся с другим отношением: это обесценивание и клеймение, это фразы “уберите этого гиперактивного, неадекватного ребенка, накажите его и пускай он катится из нашего класса, из нашей школы”. Мы же выступаем за то, чтобы было меньше наказаний, меньше изгнаний, меньше манипуляций и обесценивания. Мы за то, чтобы люди собирались за круглым столом, чтобы они слушали, слышали и понимали друг друга, искали вместе решение, договаривались, что можно сделать, и каждый делал свой вклад в выход из этой ситуации», — сказал Коновалов.
 
Руководитель департамента общественных связей и научно-методического сопровождения профилактической деятельности АНО «ЦИСМ» Анастасия Ковалева пояснила, что на каждом этапе медиации есть своя система, свой кейс для того, чтобы прийти к примирению: «Для каждого этапа тот, кто примиряет (медиатор), свой. В школе это вполне может быть психолог, может быть старший товарищ-наставник. В пенитенциарной, закрытой системе это должен быть внутренний специалист. В гражданском процессе эту функцию может выполнять сторонний, внешний специалист, который не погружен в конфликт. Но главная задача — нужна ли медиация в стране, и сегодня мы поняли, что нужна. Осталась поработать над тем, какая будет эта медиация, какие технологии, методики и кейсы лягут в основу этого восстановительного подхода».

Теги: Максим Григорьев

Актуальный комментарий

Владимир Путин поручил обеспечить семьи с низкими доходами жильем без передачи в собственность

  • Сергей Рыбальченко

    19.07.2019

    Сергей
    Рыбальченко

    «Создание муниципального маневренного жилищного фонда позволит кардинально решить проблему с жильем для семей с ограниченными доходами»

Google заблокировал YouTube-канал «Ридуса»

  • Александр Малькевич

    19.07.2019

    Александр
    Малькевич

    «Если мы не будем реагировать, отстаивать наши права, остановить произвол в отношении российских СМИ не удастся!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться