RSS Eng

09 октября

RSS

Печать

«К новой концепции системы аттестации научных кадров — много вопросов» — Михаил Погосян

В ОП РФ обсудили проблемы аттестации кадров высшей квалификации

«К новой концепции системы аттестации научных кадров — много вопросов» — Михаил Погосян

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки прошел круглый стол «Аттестация кадров высшей квалификации: международный опыт, отечественные реалии, траектории развития».

По словам организаторов, одним из важнейших инструментов кадровой политики государства является аттестация кадров высшей квалификации с присуждением степеней и званий — статусных характеристик, фиксирующих ступени профессионального роста, создающих стимулы для карьерного роста молодых профессионалов.
 
Система аттестации кадров высшей квалификации в России ведет свою историю с конца 1930-х годов. Однако национальная система аттестации слабо корреспондируется с международными образцами, что негативно отражается на признании ее результатов за рубежом. Непризнание статусных характеристик отечественных специалистов снижает их конкурентные возможности в практике международного делового общения.
 
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян подчеркнул, что цифровая трансформация XXI века привела к глобальному дефициту кадров: «Людей нужной квалификации большой дефицит. И это предъявляет особые требования к аттестации кадров, к дополнительному профессиональному образованию, и мы на площадке Общественной палаты пытаемся с разных сторон проанализировать эту проблему».
 
Погосян отметил, что конкретно и емко основные рамки системы аттестации кадров высшей квалификации были определены в 2012 году в ежегодном Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию: «Будем развивать и систему профессиональной аттестации, независимую от высших учебных заведений и основанную на международных стандартах».
 
«Эта тема в соответствии с поручениями реализовывалась: была разработана концепция модернизации системы аттестации научных кадров, хотя к ней много вопросов, и сегодняшние рекомендации круглого стола будут важным элементом формирования общественного мнения по направлениям развития системы аттестации кадров», — пояснил он.
 
Глава Комиссии по развитию образования и науки уверен, что трансформация системы должна преследовать цель повышения эффективности работы ученого: «Считаю, что две крайние позиции, когда, с одной стороны, наблюдается полный переход на совершенно новую систему, с другой стороны, идет отстаивание консервативной системы, требуют баланса. Важно достичь целевого эффекта от системы аттестации, повышения активности ученых, повышения активности тех людей, которые задействованы в научной и преподавательской деятельности».
 
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова рассказала о проведенном опросе общественного мнения на тему аттестации кадров высшей квалификации.
 
В опросе приняли участие более двух тысяч человек. Результаты анкетирования показали, что 22 процента опрошенных считают неудовлетворительным подход к профессиональной аттестации.
 
«Нам есть над чем задуматься. Оценку “удовлетворительно” за аттестацию в науке поставило лишь 10 процентов респондентов. Только 26 процентов дают положительную оценку переменам, произошедшим в системе аттестации научных кадров, треть респондентов оценивает перемены отрицательно, и почти 44 процента затруднились выразить свое отношение. На фоне стремительных перемен люди не успевают выразить свое отношение к системе аттестации», — сказала она.
 
Вице-президент РАН, проректор МГУ по науке академик Алексей Хохлов отметил: «У нас есть ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания “доцент” и “профессор”, Российская академия наук считает, что эту устоявшуюся систему квалификации надо сохранить. Но преобразовывать и реформировать нужно тогда, когда созрели какие-то условия, сейчас мы не видим необходимости менять две степени и два звания. Но это не означает, что не надо производить изменения в самой системе аттестации кадров».
 
Алексей Хохлов затронул вопрос самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими организациями высшего образования и науки: «Три года назад была введена система, когда ведущие организации имеют право самостоятельно присуждать ученые степени. Это МГУ и СПбГУ. Это привело к тому, что число диссертаций снизилось. Если эта система будет распространена на все организации, то это приведет к существенной деградации системы ученых степеней. В целом мы не поддерживаем расширение списков организаций, которым предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней».
 
Президент Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета Татьяна Сергеева представила опыт профессионально-общественной аттестации кадров высшей квалификации по международным стандартам ЮНЕСКО — МСКО: «В комитете аттестовано свыше тысячи профессионалов, комитет является инструментом мягкой силы, который сплачивает отечественных и зарубежных профессионалов высшей квалификации».
 
В ходе заседания участники обсудили общие принципы системы аттестации кадров высшей квалификации в развитых странах с рыночной экономикой, вклад ЮНЕСКО в сближение национальных систем образования и аттестации, а также роль профессионально-общественных объединений в системе профессиональной аттестации кадров высшей квалификации в РФ.
 
Подводя итоги, Людмила Дудова отметила, что предложения участников круглого стола будут отражены в рекомендациях, которые будут направлены в соответствующие органы власти.

Теги: Образование, Людмила Дудова, Михаил Погосян

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться