RSS Eng

18 июня

RSS

Печать

«Эти три года были очень насыщенными» — Лидия Михеева

Члены ОП РФ шестого состава подводят итоги трехлетней работы

Работа нового, седьмого состава Общественной палаты РФ начнется уже в пятницу, 19 июня, с пленарного заседания, где будет избрано руководство Палаты и определены приоритеты деятельности на ближайшие три года.

Поддержка некоммерческого сектора, в том числе в период пандемии, развитие института общественного наблюдения за процессом волеизъявления, активизация общественного контроля в местах принудительного содержания граждан — вот лишь некоторые из достижений шестого состава ОП РФ, которые перечисляют общественники.

О ключевых итогах работы за три минувших года и приоритетах в работе нового состава Палаты Секретарь ОП РФ Лидия Михеева рассказала в большом интервью для РИА «Новости»:

«Эти три года были очень насыщенными. Из числа того, чем мы гордимся, отмечу поддержку третьего сектора, некоммерческих организаций. Мы традиционно ведем эту работу по всем направлениям, взаимодействуем с законодательной и исполнительной властями, мониторим ситуацию на местах, пытаемся жить жизнью НКО вместе с ними. И вот сейчас, когда в разгар пандемии исполнительная власть начала обсуждать меры поддержки для граждан, для бизнеса, мы первые вышли с предложением поддержать также и третий сектор.

Могу перечислять много других направлений, в том числе усиление формата нулевых чтений. Мы провели 103 экспертизы законопроектов. Все свои заключения направили в Государственную думу. По ряду законопроектов мы видим ощутимый успех, в том числе один из самых ярких примеров — это подписанный Президентом России в декабре 2019 года закон о защите прав добросовестных приобретателей. Вот это как раз тот самый случай, когда Общественная палата хоть и не является субъектом права законодательной инициативы, тем не менее может добиться результата, добиться того, чтобы на законодательном уровне граждане были защищены.

В лучшую сторону меняется ситуация с общественными наблюдательными комиссиями. Сформированы 84 состава ОНК, впервые — в Севастополе, в Крыму, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Конкурс растет, это тоже хорошее достижение, наше общее достижение всех институтов гражданского общества.

У Общественной палаты России уже есть достаточно серьезные полномочия. Ее главная особенность в том, что Общественная палата может стать коммуникатором между гражданами и органами власти, что называется, перевести на понятный для органов власти язык законов те проблемы, которые ставят люди. И мне кажется, что мы будем активно пользоваться этой возможностью и развивать Палату как такую коммуникационную площадку.

Надеюсь на то, что коллеги будут запускать новые социальные, благотворительные проекты на этой площадке, заниматься реальной помощью населению и обустраивать этот диалог. Мы в работе с обращениями граждан главным для себя видим не только помощь конкретному человеку с его проблемой в жизни, во дворе, в семье или на работе. Мы стараемся еще и все ситуации обобщить, проанализировать, понять, что происходит и в чем здесь недоработка. Если чувствуем какой-то, скажем, наплыв определенных сигналов из одного и того же региона или по одной и той же проблеме, то мы как раз пытаемся поставить проблему перед федеральными органами исполнительной и законодательной власти, предложить какое-то решение. Мне кажется, что мы способны усилить это направление».

Вячеслав Бочаров, первый заместитель Секретаря ОП РФ, Герой России:

«Три года работы членов ОП РФ VI состава подошли к завершению. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что это была высокопрофессиональная работа общественных лидеров, осуществлявших свою деятельность в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Достаточно сказать, что именно на площадке ОП РФ проходили обсуждения законопроекта о пенсионной реформе, и предлагаемые членами Палаты дополнения, учитывающие интересы граждан, в последующем нашли свое отражение на законодательном уровне.

Учитывая высокую гражданскую ответственность членов ОП РФ, на них была возложена функция подготовки наблюдательного корпуса в выборном процессе, с которой они успешно справились.

Именно Общественная палата стала тем местом, где обсуждались многочисленные дополнения в Конституцию Российской Федерации.

Проводимые ОП РФ форумы “Сообщество” затрагивали самые острые вопросы регионального развития, и в процессе порой непростых дискуссий находились пути их решения.

Заметна была деятельность членов Палаты и на международном уровне. Они активно отстаивали интересы нашей страны, участвуя в обсуждении выносимых международными организациями вопросов.

Необходимо отметить и активную работу многих членов Палаты по подготовке к празднованию 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

Деятельность Общественной палаты нашла свое отражение в ежегодных аналитических материалах, обобщенных в виде Доклада о состоянии гражданского общества.

Хочу поблагодарить своих коллег за высокую гражданскую активность и неравнодушие в работе с многочисленными обращениями, поступавшими в Палату со всех регионов страны. Уверен, что члены Общественной палаты VII состава привнесут и свои новые инициативы, которые будут работать на улучшение жизни наших граждан и развитие нашего государства».

Лео Бокерия, заместитель Секретаря ОП РФ, президент Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, президент Лиги здоровья нации, академик РАН:

«В Общественной палате работают люди инициативные, имеющие немалый опыт в самых разных областях. VI состав это хорошо показал. Задан очень хороший темп работы, и я вижу, что как наиболее яркий элемент гражданского общества Палата развивается, к нам действительно прислушиваются, потому что мы ставим вопросы, которые очень многих волнуют. Мы проработали огромное количество проблем, стараясь улучшить жизнь людей, создать объединяющий климат в стране.

Большую часть времени я осуществлял свою деятельность в качестве председателя Комиссии по охране здоровья граждан. Мы с коллегами — врачами, экспертами — обращались к таким важным темам, как выстраивание системы лечения пациентов с редкими заболеваниями, проблемы лечения врожденных пороков сердца, паллиативная помощь, пропаганда здорового образа жизни и многое другое.

Например, казалось бы, такой простой вопрос — грудное вскармливание. А ведь в этой области есть проблемы: это и недостаточная информированность, и ранний выход молодых мам на работу. Мы продолжаем настаивать на том, чтобы Госдума начала прорабатывать этот вопрос, потому что дети, которые определенное количество времени находятся на грудном вскармливании, растут и иммунологически более защищенными, и физически более крепкими.

Такие вопросы очень важны, потому что многие вещи в этом мире меняются, а человеческая жизнь остается».

Владислав Гриб, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ:

«Для меня это шестой состав и в прямом, и в переносном смысле — работал во всех. Каждый состав — это новые события, новые друзья, новые коллеги, это как маленькая жизнь, и, расставаясь, вспоминаешь особые эпизоды, моменты в жизни.

Прежде всего, это работа с Валерием Фадеевым, с которым мы много ездили, общались. В СПЧ у него новые функции, новые задачи, но уверен, что мы и дальше будем взаимодействовать.

Было много интересных, ярких командировок. Особенно запомнилась командировка в Северодвинск Архангельской области и наше выступление в Шиесе, где в том числе благодаря и позиции Общественной палаты отменили строительство мусорного полигона. Я тогда тоже выступал, говорил с общественностью, губернатором и считаю это маленькой победой шестого состава.

Оценивая, какую роль мы играем в России и какие интересные задачи решаем, нельзя не сказать, что для меня, для моей деятельности в Палате важно, что произошла перезагрузка общественных советов при министерствах и ведомствах. Эту работу мы начинали с Лидией Михеевой еще в ее статусе заместителя Секретаря. Работа была интересная, разнообразная, заставила меня погрузился в специфику практически всех ФОИВов, и я благодарен коллегам из ОП РФ, в том числе из аппарата, за такой хороший перезагруз. Вспоминаю, как в одном из общественных советов, не буду его называть, насчитывающем 100 человек, было 50 на 50 голосов, когда избирали председателя. Причем мнения у ОП РФ и руководителя ведомства были разные. Это говорит о том, что не так просто все было, тем не менее мы пришли к консенсусу, сумели договориться и найти кандидатуру — в результате это стал один из самых эффективных советов.

Самое ценное — это харизматичные и незабываемые люди. Большинство из тех, с кем я общался, — профессионалы, уникальные, яркие личности. С кем-то мы продолжим работать в седьмом составе, с кем-то, надеюсь, буду поддерживать дальнейшие дружеские и рабочие отношения. Это самое главное достижение — есть друзья и партнеры, с которыми еще многое можно сделать».

Диана Гурцкая, председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства:

«Наша комиссия объединяет в своем составе настоящих профессионалов, людей, искренне переживающих за дело. За три года у нас сложилась сильная команда, и для меня большая честь, что я имею возможность опираться на знание и опыт моих коллег.

Мы провели почти 200 мероприятий, по итогам которых вышло около 500 новостей на сайте Палаты и более 20 тысяч упоминаний в СМИ. Было организовано порядка 70 проверок и посещений сиротских учреждений и специальных школ-интернатов, работало несколько горячих линий.

Я остановлюсь на ряде ключевых направлений.

Первое. Национальный проект “Демография” — важнейший среди всех нацпроектов. Достойное образование, здравоохранение и экономический рост, конечно, невозможны без решения проблем в данной сфере.

Сергеем Рыбальченко подготовлен доклад “Демография-2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост численности населения Российской Федерации” с оценкой эффективности государственных мер поддержки рождаемости и предложениями по достижению естественного прироста населения.

В докладе предлагается новый федеральный проект “Многодетная страна”, основанный на мерах поддержки материнства и детства, инициированных Президентом России, а также успешный региональный и международный опыт. Предлагается введение отцовского капитала, который может быть направлен на приобретение автомобиля, сельхозтехники, развитие фермерского хозяйства, открытие своего дела.

Комиссией проведен всероссийский опрос семей с детьми о самых востребованных мерах господдержки, в котором приняли участие 11 тысяч человек. Опрос показал, что 70 процентов опрошенных семей вообще не получают каких-либо мер поддержки. Среди причин незнание о существовании льгот, трудность в сборе документов и слабая информированность сотрудников ответственных ведомств.

Другое важное направление нашей работы — общественный контроль мероприятий в рамках Десятилетия детства. По результатам мониторинга, проведенного комиссией, выяснилось, что в настоящее время соответствующие планы утверждены в 75 субъектах Федерации, отчеты об их реализации представлены 65 регионами, а по 10 регионам данные отсутствуют.

С Министерством просвещения мы продолжаем общественный контроль хода реформы организаций для детей-сирот. Необходимо сократить время пребывания детей в сиротских учреждениях, перенастроить их на семейное устройство своих воспитанников.

Другие важные направление нашей работы — рассмотрение спорных случаев по отобранию детей, помощь в возвращении детей в семью, регулирование внутрисемейных конфликтов.

Также необходимо расширение доступа НКО к оказанию социальных услуг детям. Там, где не справляется государство, именно общественные организации могут выполнять важные функции. Например, предложена услуга “Няни для детей-сирот в больницах” и проект “Профессиональные няни — детям!”, который должен содействовать занятости женщин.

Еще одно направление — социализация детей-инвалидов. С большим успехом на сцене Кремля прошел юбилейный X Международный фестиваль “Белая трость”. Цель нашего проекта — социальная адаптация и интеграция в общество детей с серьезными нарушениями зрения через творчество.

В этом году совместно с профильными ведомствами мы провели конкурс программ и практик социокультурной реабилитации инвалидов, на который поступило 250 заявок по семи номинациям, раскрывающим основные задачи в сфере социокультурной реабилитации детей-инвалидов».

Михаил Погосян, председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки:

«Члены Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки осуществляли общественный мониторинг и контроль реализации национальных проектов “Образование” и “Наука”, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов, рассмотрение обращений граждан. В общественных обсуждениях актуальных проблем сферы образования и науки принимали участие представители органов государственной власти, объединений работодателей, образовательных организаций и крупнейших корпораций. По итогам мероприятий и дискуссий формировались рекомендации для органов государственной власти и всех заинтересованных сторон.

В рамках проекта “Профессиональная траектория”, который комиссия реализовала в 2018 году, предметом широкой экспертной и общественной дискуссии стали проблемы современного рынка труда, непрерывного образования, построения индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий.

Мероприятия проекта проходили как в Москве, так и на региональных площадках: анализу типичных проблем и лучших практик профориентационной деятельности был посвящен круглый стол, проведенный в городе Томске. Вопросы непрерывного профессионального образования в условиях перехода к цифровой экономике обсуждались на мероприятии в г. Комсомольске-на-Амуре, в рамках Общероссийского конгресса инженеров. В ходе дискуссии особое внимание уделялось анализу кадровых потребностей на уровне регионов, влиянию на рынок труда цифровой трансформации экономики, задачам модернизации программ дополнительного образования в соответствии с запросами высокотехнологичных отраслей промышленности.

Итогом проекта стали развернутые рекомендации для органов государственной власти, участников рынка рекрутинговых и образовательных услуг, предпринимательских объединений, старших школьников и родительских сообществ по вопросам выбора профессиональной траектории, профориентационной деятельности, дополнительного профессионального образования.

В 2019 году комиссия начала мониторинг выполнения актуальных и амбициозных задач, поставленных в национальных проектах “Наука” и “Образование”. Были проведены общественные слушания по федеральным проектам “Цифровая образовательная среда”, “Учитель будущего” и “Успех для каждого ребенка”, на которых обсуждались новые вызовы при подготовке кадров, цифровая образовательная среда, вопросы повышения качества образования и важность поддержки детей с особенностями развития.

В сферу внимания комиссии вошел и проект “Демография”, в рамках которого запланированы масштабные начинания по реализации программ переподготовки и повышения квалификации для людей старшего возраста. Комиссия провела круглый стол, посвященный формированию системы дополнительных образовательных программ и программ переподготовки для взрослого населения в рамках федерального проекта “Старшее поколение”.

Ежегодно комиссия проводит комплекс мероприятий, посвященных ЕГЭ, поскольку это крайне актуальная для миллионов российских педагогов, школьников и их родителей тема. В ежегодном онлайн-анкетировании принимают участие более 80 тысяч человек из всех регионов страны. По итогам анкетирования, экспертно-аналитических мероприятий формируются рекомендации по трем основным направлениям: совершенствование нормативной правовой базы ЕГЭ, организационные меры, а также повышение качества контрольно-измерительных материалов и объективности оценивания.

Всего за время работы комиссии было проведено более 200 мероприятий, из них более 14 общественных мониторингов и горячих линий по наиболее актуальным проблемам, включая школьные поборы, статус учителя в современном обществе, проведение ЕГЭ, федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. При поддержке комиссии проводился всероссийский конкурс “Учитель года России” и всероссийский конкурс “Золотые имена высшей школы”, которые помогают открывать новые таланты и распространять лучшие образцы педагогического мастерства».

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО:

«Мы стремимся к тому, чтобы вклад некоммерческого сектора страны в экономическое, социальное и духовное развитие России постоянно увеличивался. Среди важных направлений работы комиссии могу назвать общественный мониторинг доступа НКО на рынок социальных услуг, участие в котором приняли 46 общественных палат субъектов РФ и 190 НКО России, и подготовку специального доклада на эту же тему, который позволил высветить как достижения, так и барьеры, которые стоят на пути дальнейшего развития сектора.

Для привлечения внимания к региональным практикам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и тиражирования лучшего регионального опыта с 2018 года мы реализуем проект #РегионНКО, в рамках которого проходят презентации регионов — 17 из них уже поделились своим опытом поддержки СО НКО и социальных предпринимателей. Мы гордимся образовательными программами, реализованными совместно с РГСУ и РАНХиГС, например, за период существования программы повышения квалификации сотрудников НКО обучено 325 человек из 66 субъектов РФ.

Под эгидой комиссии действует Координационный совет по социальной рекламе и социальным коммуникациям. В его копилке — выработка механизма по предотвращению мошенничества в сфере благотворительности; создание комиссий по вопросам размещения социальной рекламы при ведущих российских теле- и радиовещателях, таких как “Россия”, Первый канал, Общественное телевидение России, “Газпром-Медиа Холдинг”, “СТС Медиа”, “Звезда”; подписание ведущими медиахолдингами, НКО и рекламными агентствами меморандума о противодействии недобросовестной социальной рекламе и др.

Другие интересные проекты — “Час с Минэкономразвития: об НКО, волонтерах, благотворительности и не только”; ежегодная всероссийская конференция “Межсекторное взаимодействие в социальной сфере” — мероприятия, проводимые совместно с Минэкономразвития России; а также Всероссийский конкурс публичных годовых отчетов СО НКО, проводимый в партнерстве с “Форумом доноров”.

Не менее важным направлением является работа комиссии в рамках исполнения поручений Президента РФ, планов и дорожных карт, в том числе Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ и плана мероприятий по популяризации добровольчества, деятельности СО НКО и благотворительности. Кроме того, комиссия поддерживает проведение на площадке ОП РФ мероприятий, направленных на обмен опытом между странами в части государственной поддержки участия НКО в оказании социальных услуг, так, в рамках итогового форума “Сообщество” в 2019 году проведена специальная сессия с участием представителей органов государственной власти стран Содружества Независимых Государств — круглый стол “Опыт вовлечения НКО в оказание социальных услуг в странах СНГ”.

Начиная с 27 марта в Общественной палате РФ работает горячая линия “ВместеНКО”, которая является частью специального проекта ОП РФ #НаКонтроле2020 о мерах поддержки населения, бизнеса и НКО в период пандемии. Все это время поступают обращения, в которых рассказывается, как НКО перестраиваются в этот непростой период и с какими проблемами сталкиваются. Одним из основных направлений работы комиссии стал мониторинг новых вызовов и выработка предложений по их преодолению, которые мы оперативно передавали в профильные министерства и ведомства. Серьезным достижением в том числе и нашей работы считаю то, что принятые правительством меры поддержки граждан и бизнеса были распространены и на социально ориентированные НКО. Это наша реальная победа.

Совсем недавно Правительство РФ утвердило положение о реестре НКО, в наибольшей степени пострадавших в период пандемии; формирование первого реестра практически завершено, в настоящее время идет активная работа по формированию второго списка. Работа по формированию данного реестра СО НКО велась при активной поддержке ОП РФ, которая обратилась к региональным общественным палатам с просьбой проконтролировать процесс сбора органами власти сведений об НКО для первого реестра и учесть организации, которые действительно пострадали и нуждаются в поддержке, для включения во второй реестр СО НКО. На эти организации распространяются такие меры поддержки, как доступные льготные кредиты, отсрочки по уплате налогов, страховых взносов и арендной платы за пользование госимуществом, временное освобождение от проверок и обязанностей подавать отчетности в контрольные органы.

Я считаю, что в течение всего состава наша комиссия работала активно и эффективного, сумев реализовать полезные гражданские инициативы, укрепить и расширить экспертное сообщество, внести существенный вклад в выстраивание конструктивного диалога между гражданским обществом и властью.

Хочу поблагодарить за плодотворную работу членов нашей комиссии, которые неустанно работали все это время на разных площадках, в своих регионах, на форумах “Сообщество”, просто в каждодневном формате. Это Андрей Царев, Светлана Уралова, Игорь Галл-Савальский, Наталья Кирюхина. Не могу не назвать Галину Горбатых из Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, которая активно работала и с нами. Хочется поблагодарить всех членов Палаты, с которыми мы работали в этом составе».

Борис Алешин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», академик РАН:

«Я бы дал весьма положительную оценку работе VI состава Общественной палаты. Успешно развивался целый ряд направлений: социальная политика, волонтерство, подготовка к выборам, работа в регионах и, конечно, работа с бюджетом страны. У Общественной палаты всегда была ярко выраженная позиция по всем вопросам, по каждому направлению велась очень активная работа. Важна и международная деятельность, несмотря на то что многие аспекты этой работы в настоящее время осложнены. Общественная палата получила серьезное признание и в обществе, и в кругах исполнительной власти. Это большое достижение».

Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений:

«Главным достижением нашей комиссии стала подготовка специального доклада Общественной палаты Российской Федерации “Российский прорыв и задачи гражданского общества”.

Еще в 2017 году нами был запланирован к реализации проект “Общероссийское единство: что нас объединяет?”. В рамках работы над проектом состоялся цикл мероприятий (конференции и семинары).

29 ноября 2019 года в Нальчике на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям я рассказал о работе над проектом и подчеркнул, что задача проекта — сформировать корпус норм, ценностей и представлений, которые объединяют большинство россиян вне зависимости от национальной, социальной, религиозной принадлежности, идеологических пристрастий.

Подготовленный комиссией проект специального доклада получил широкое обсуждение на уровне общественных палат субъектов Российской Федерации.

На данный момент ведется работа по вынесению на голосование членов Общественной палаты Российской Федерации проекта специального доклада».

Елена Сутормина, председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей:

«За три года, на мой взгляд, была проведена весьма большая и плодотворная работа. Нам удалось привлечь к сотрудничеству много высококлассных специалистов, экспертов — настоящих профессионалов своего дела. Хочу поблагодарить их всех за сотрудничество. Уверена, что нас ждет еще много новых совместных проектов.

Обозначу тезисно некоторые, на мой взгляд, важные вещи.

Начну с главной проблемы — это защита прав и интересов русскоговорящего населения в разных странах мира. Это действительно очень острая тема. В некоторых странах, особенно в Прибалтике, русскоговорящие граждане подвергаются постоянному давлению. Ни один случай мы не оставляли без внимания, без публичной оценки.

Постоянно инициировали обращения в различные международные институты (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.) по поводу фактов нарушения международного законодательства в отношении русскоговорящего населения. В ряде случаев надо удалось добиться признания европейских структур в том, что палку действительно перегибают и необходимо изменить ситуацию. Например, в ОБСЕ солидарны с мнением о том, что важно откорректировать украинское законодательство о языке. В Латвию была направлена специальная международная комиссия, также по языковой причине. Но, конечно, не решены до конца. И мы не остановимся. Русскоязычные граждане имеют те же права, что и народы, говорящие на других языках. Давление, дискредитация, их сегрегация неприемлемы.

В этом же ключе еще одна крайне неприятная проблема. На протяжении уже двух лет мы ведем регулярный мониторинг положения ветеранов, воевавших в рядах Красной армии во время Второй мировой войны. Увы, результаты были в ряде стран печальными. Мы их публично представляли на международных площадках во время работы сессий с неправительственными организациями. Важно продолжать эту тему. Ветераны подарили свободу нашему мир, спасли его и достойны уважения, достойны нормального обеспечения. А мы наблюдаем в ряде стран ужасную картину.

Помимо этого, особенно в последние полтора года наша страна постоянно сталкивалась с фальсификацией и искажением истории, особенно событий Второй мировой войны. Наша комиссия всегда вела работу по противодействию этим вещам: давали публичную оценку, инициировали и направляли обращения в профильные международные и российские организации и ведомства по выявленным фактам. Это дело также важно продолжать, потому что мы видим, чем оборачивается ложь — ростом неонацистских и иных радикальных течений. Переписывание истории недопустимо ни в каких проявлениях. И этого не должно быть ни в какой стране.

В прошлом году в преддверии Дня народного единства мы провели опрос “Что определяют россияне в качестве традиционных российских ценностей”. Результаты были представлены на итоговом форуме “Сообщество”. Более 60 процентов респондентов заявили о том, что главные ценности — это патриотизм, чувство долга перед собой, своей семьей и Родиной.

Наша комиссия постоянно проводила большое количество тематических выставок, посвященных нашей стране, ее различным уголкам и красотам. На Тверском бульваре в Москве под открытым небом мы организовали более десятка таких фотовыставок. Эти события привлекали не только россиян, но и иностранных туристов, которые узнавали, насколько разнообразна и интересна Россия.

В 2017–2018 годах мы организовали масштабную всероссийскую акцию “Марафон добрых дел”. Тысячи и тысячи волонтеров совершали различные добрые дела в своих деревнях, городах, районах, демонстрируя любовь к своей малой родине и делясь ею. Причем это были не только те, кто занимается постоянно волонтерством, но и кто решил попробовать себя в нем впервые. На основе этого марафона мы решили создать рейтинг самых добрых городов, деревень и это активизировало жителей. Все больше людей вовлекалось в этот азартный квест, который помогал делать окружающую среду, свою родину комфортнее и уютнее.

Один из самых больших вызовов современности — информационный: постоянное развитие интернет-технологий. С одной стороны, это хорошо, поскольку нескольким нажатием на клавиши мы можем получить любую важную информацию. А с другой стороны, здесь множество опасностей. В связи с этим комиссией было инициировано создание специального мониторингового центра “Безопасность 2.0”, который ведет регулярный мониторинг опасных трендов в информационном пространстве (выявление тенденции увеличения количества эпизодов кибербуллинга на территории РФ, выявление тренда повышения открытости российской молодежи в информационном поле)».

Александр Малькевич, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций:

«По инициативе Комиссии были проведены три крупных опроса.

В августе — сентябре 2017 года комиссия провела анкетирование региональных СМИ, которое показало, что наиболее остро для региональных медиа стоят проблемы квалифицированных кадров и стабильного финансирования.

В апреле — мае 2018 года комиссия провела сразу несколько опросов: “Информационная открытость некоммерческих организаций в России” и “Информационное сопровождение деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации”. В ходе исследования выяснилось, что НКО нуждаются в образовательных площадках по вопросам, связанным с продвижением НКО и их взаимодействием со СМИ. Результаты анкетирования легли в основу учебного пособия, которое комиссия подготовила для представителей некоммерческого сектора.

Комиссия выпустила два исследования.

В 2018 году было проведено исследование по проблемам нарушения профессиональных прав российских журналистов за рубежом за последние годы в мире, его результаты легли в брошюру “Черная книга “медиасвободы”.

Еще одно исследование комиссии — “Влияние Запада на российскую аудиторию через социальные сети”, здесь представлены самые резонансные случаи ограничения свободы слова в западных соцсетях и новых медиа.

Осенью 2018-го в связи с развитием цифровизации в стране и популярностью соцсетей и новых медиа изменились приоритетные направления работы комиссии: интернет, кибербезопасность, использованные персональных данных пользователей, цифровой суверенитет, цензура и распространение фейковых сообщений в Сети — все это выходит на первый план.

Случаи, когда людей привлекали к ответственности, в том числе и уголовной, за высказывания на личной странице в соцсети или перепост вызвали широкий общественный резонанс. 5 октября 2018 года на площадке компании Mail.Ru Group комиссия провела выездное открытое заседание, предметом которого стало правоприменение ст. 282 УК РФ. Эксперты обсудили возможность разграничения мер наказания за публикацию авторского контента и репостов в интернете. По итогам мероприятия комиссия направила в Государственную думу свои предложения. 27 декабря 2018 года Президент России Владимир Путин подписал закон о частичной декриминализации наказания за лайки и репосты.

Регулярно в течение 2019 года Комиссия ОП РФ по СМИ поднимала вопрос о том, чтобы обязать зарубежных СМИ-иноагентов учредить российское юридическое лицо. Соответствующий закон был принят Госдумой в третьем чтении в ноябре 2019 года.

Россия входит в число лидеров по уровню информационной безопасности, но это нужно всемерно развивать и укреплять. В условиях информационной войны, в условиях того противостояния, которое происходит между Россией и западным миром, идет борьба за ресурсы. И в один момент россияне могут лишиться привычных современных технологий.

Осенью 2019 года при ОП РФ начала свою деятельность рабочая группа по защите прав пользователей сети Интернет, развитию и обеспечению безопасности интернета. Ключевая задача — анализ западной практики регулирования сети Интернет и разработка мер, которые помогут противостоять давлению западных социальных медиа на российские СМИ.

Сегодня в России остро стоит проблема распространения фейковой информации. На законодательном уровне проблему пытаются решить уже два года. Первый раз закон о запрете на публикацию недостоверной общественно значимой информации был принят в марте 2019 года, однако количество ложных сообщений не сократилось, а, наоборот, увеличилось. Комиссия провела ряд встреч с представителями экспертного сообщества по данной теме. По результатам обсуждения в Госдуму были направлены предложения по изменению закона. Закон был доработан и в марте 2020 года утвержден Президентом.

Комиссия в течение долгого времени говорит о необходимости саморегулирования социальных сетей. По мнению членов Общественной палаты, Россия должна пойти по пути Запада и принять закон, который обяжет социальные сети самим проводить мониторинг противоправного контента на своих площадках. Если мы говорим о Германии, там действует закон улучшения возможности своих прав в социальных сетях, который обязывает крупные сетевые платформы оперативно удалять незаконный контент. Если соцсеть самостоятельно не вычищает противоправный и экстремистский контент, ей грозит штраф до 50 миллионов евро. Аналогичные законы вводят и другие страны».

Юлия Оглоблина, председатель Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий, председатель Российского союза сельской молодежи:

«На площадке ОП РФ собирается много экспертов: федеральных, региональных и муниципальных, с которыми работает Палата и наша профильная комиссия. Это дает возможность с разных сторон обсудить проблему, выработать оптимальные предложения. Конечно, голос Общественной палаты громкий, есть возможность участия во встречах с Президентом страны и Правительством РФ.

Одной из наиболее ярких активностей Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий является участие в конкурсе “Лидеры общественного мнения на сельских территориях”. Благодаря конкурсу, который проходит при поддержке Общественной палаты России, комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Российского союза сельской молодежи с 2017 года, удалось выстроить широкую сеть сельских активистов, которые успешно выступают на федеральных площадках. Они транслируют голос села, делятся реальными вдохновляющими примерами развития сельских территорий и смело говорят о проблемах, над которыми нужно работать.

Другой наш успешный проект — “Стандарт села”. В 2018 году наша Комиссия по АПК и Российский союз сельской молодежи провели мониторинг состояния и доступности социальной и инженерной сельской инфраструктуры. Он охватил более 3500 жителей сел и городов нашей страны. Итогом исследования стал “Стандарт села” — принципиально новый подход к развитию сельских территорий. Эксперты доказали, что для определения потенциала села и деревни нужно изучать не только количество проживающих человек, но и специфику регионов и разнообразие перспективных видов экономической деятельности. В конкурсе “Село XXI века”, который провели в рамках исследования, эксперты рассказали о перспективных селах и деревнях, которые развиваются вне зависимости от количества проживающих на территории. Общественники объяснили, что можно не бросать населенные пункты до 100 человек как умирающие деревни и села, а обеспечивать достойной инфраструктурой и работать с их потенциалом.

Главным итогом стали предложения в государственную программу “Комплексное развитие сельских территорий”, направленные в Минсельхоз России. Большинство из них нашли отражение в итоговой версии госпрограммы, утвержденной 31 мая 2019 года. А результаты исследований вошли в основу отдельной ведомственной целевой программы “Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий”. Ее цель — разработка стандарта качества жизни на селе в рамках действующей госпрограммы.

Весной 2019 года от Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий было направлено обращение в Минтруд России с просьбой сохранить сокращенный рабочий день для женщин на селе. Уже в ноябре того же года Президент России Владимир Путин подписал закон, который предусматривает введение сокращенного рабочего дня для женщин, проживающих в сельской местности. Так, благодаря инициативе появился закон, который гарантирует проживающим или работающим в сельской местности женщинам сокращенную продолжительность рабочего дня. Теперь селянки могут трудиться не более 36 часов в неделю, при этом оплата останется прежней, как и при полной, 40-часовой рабочей неделе.

Благодаря активности наших членов из регионов, нам удалось внести свой вклад в разработку и экспертизу федерального закона о виноградарстве и виноделии. Состоялось вовлечение новых экспертов из числа активных сельских жителей, гражданского сообщества.

На данный момент в работе нашей комиссии нескольких федеральных законопроектов по земельному законодательству, виноградарству и развитию сельских территорий. Уже выполнен большой пласт работы и планируется продолжать деятельность в том числе в этих направлениях. Мы стремимся, чтобы земля стала более доступной для ведения предпринимательства и развития фермерства, стараемся решать вопросы по социальному развитию села и созданию необходимой для граждан инфраструктурой. Мы работали в тесном контакте и с другими комиссиями по вопросам развития спорта на селе, обсуждали программу “Земский учитель” и “Земский доктор”. Есть инициативы, которые запущены, проведен анализ, но до правительства решения еще дошли, поэтому хочется продолжать работать, решать вопросы, наращивать экспертный пул сообщества, потому что вопросов на сельских территориях очень много, и они захватывают разные направления: образование, культуру, спорт и т. д. — их все надо решать!»

За последние годы культурная политика в России стала одним из приоритетов в деятельности государства, поэтому в рамках работы комиссии рассматривались и обсуждались самые разные аспекты культурной жизни страны, подчеркнул председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Андрей Ковальчук:

«Начиная с 2019 года в Российской Федерации реализуется масштабный национальный проект “Культура” и Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Комиссия провела ряд мероприятий, позволяющих оценить эффективность расходования выделенных на эти проекты средств; запустила мониторинг реализации нацпроекта в регионах; провела выездные заседания в Костроме, Ростове, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Иркутске; инициировала проведение мониторинга текущего состояния обеспеченности услугами учреждений культуры в малых городах и сельских поселениях нескольких десятков регионов, который показал, что ситуация оставляет желать лучшего — в первую очередь не хватает финансирования. Для изменения ситуации к лучшему члены комиссии предложили в рамках нацпроекта создать общественный мониторинговый центр и сформировать инструментарий открытого диалога общественности и властей регионов в интересах сохранения и развития очагов культуры на местах.

Большое внимание было уделено обсуждению новой концепции проекта федерального закона “О культуре” — Комиссия поддержала идею разграничения административно-хозяйственной и творческой деятельности учреждений культуры и исключения возможности имущественного приоритета над правом общества на сохранение культурного наследия и другие законодательные инициативы.

Комиссия старалась акцентировать внимание общества на вопросах патриотизма, сохранения духовных ценностей и культурного наследия, в рамках этой работы был проведен ряд мероприятий. Так, неоднократно на площадке ОП РФ проходила торжественная церемония вручения национальной премии “Культурное наследие” — старейшей общенациональной премией России, способствующей выявлению инициатив частных лиц, государственных, общественных и частных организаций по возрождению исторического недвижимого наследия Отечества.

В рамках объявленной программы “Десятилетие детства” Комиссия приняла участие в ряде тематических проектов: на площадке ОП РФ были подведены итоги национального детско-юношеского конкурса поэтов-песенников “Талант, согревающий добром”, экспонировалась выставка работ победителей III международного конкурса детского рисунка “Через искусство — к жизни”, участие в котором приняло около четырех тысяч ребят из 62 регионов России и 14 стран в возрасте от пяти до 17 лет.

Большое внимание комиссия уделила вопросам в сфере российского кинематографа и театральной жизни. Было заострено внимание на существующих проблемах профессионального сообщества актеров театра и кино, обсуждались меры, способствующие повышению социального статуса данной категории граждан, среди них авторские и смежные права, особенности социального статуса актера и специфика профессии, функционирование профсоюзных организаций актеров в России и за рубежом и создание актерской биржи труда.

Также при комиссии была создана рабочая группа по формированию стратегии развития детско-юношеского кино в России, которая за время своей работы провела ряд мероприятий на площадках ОП РФ, Московского музея анимации, Центрального музея кино, киностудии “Ленфильм”, ГБУК Республики Татарстан “Татаркино”; наладила интенсивное взаимодействие с Минкультуры России, представителями творческой общественности, кинобизнесом, телеканалами и создала платформу для выработки предложений по развитию нового отечественного кино, в том числе по созданию государственной киностудии детских и юношеских фильмов. Еще одна инициатива комиссии — проведение Всероссийского конкурса сценариев детско-юношеских фильмов имени С.С. Говорухина.

В сентябре 2017 года комиссия совместно с Комиссией ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами выступила в защиту исторического и культурного памятника, объекта культурного наследия федерального значения — дома Тарасова на Спиридоновке. На основании инвестиционного контракта, имевшего, по оценкам экспертов, признаки коррупции, в 2006 году охранная зона дома Тарасова была урезана, а земля превратилась в участок под стройку. Это решение позднее было отменено в связи с многочисленными протестами, однако окончательно вопрос не был решен до вмешательства Общественной палаты — мы направили рекомендации в соответствующие инстанции.

Хочу поблагодарить коллег за продуктивную совместную работу и пожелать дальнейших успехов в деле сохранения и преумножения культурного богатства России».

Среди основных направлений работы Мария Каннабих, председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, выделила содействие развитию института общественных наблюдательных комиссий, который представляет собой уникальный инструмент общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и является одним из важнейших достижений современного российского гражданского общества. Общественница напомнила, что в октябре прошлого года завершилось формирование новых составов ОНК в 43 субъектах РФ. В результате конкурса членами региональных ОНК были назначены 700 человек.

«Отрадно, что интерес к институту ОНК растет: увеличился конкурс. В четырех регионах были сформированы максимально возможные по численности составы ОНК. Впервые были сформированы комиссии в Чукотском и Ненецком автономных округах. Я могу сказать, что за 12 лет общественные наблюдательные комиссии заняли свою нишу среди институтов гражданского общества. На результаты их работы обращают внимание представители федеральных и региональных органов государственной власти, средств массовой информации, общественных организаций.

Бытовые условия в местах принудительного содержания приводятся в соответствие с нормами российских и международных нормативных правовых актов. И это тоже результат усилий ОНК.

В рамках этого направления реализован ряд просветительских инициатив по формированию у членов ОНК практических навыков осуществления общественного контроля. При этом в дискуссионных и учебно-методических мероприятиях принимают участие не только члены ОНК, но и представители органов прокуратуры, территориальных органов МВД России и ФСИН России.

В целях информирования общества и методической поддержки членов ОНК в 2019 году Общественной палатой РФ был издан доклад, посвященный вопросам деятельности ОНК, в котором мы попытались обобщить практику работы ОНК, обозначить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются члены ОНК при осуществлении своих полномочий. Проведена большая работа, основной целью которой было привлечь внимание общественности и публичной власти к существующим проблемам в области общественного контроля в местах принудительного содержания и выработать эффективный механизм поддержки ОНК в регионах страны.

Кроме того, в 2019 году нами также было издано учебно-методическое пособие для кандидатов и членов ОНК, которое содержит извлечения из российских и международных нормативных правовых актов, связанных с деятельностью ОНК, рекомендации кандидатам в состав ОНК, описание процедур образования ОНК и иную необходимую в работе ОНК информацию.

Хочу поблагодарить коллег по комиссии за неравнодушие, трудолюбие, активную гражданскую позицию, внимание к проблемам общественного контроля в местах принудительного содержания».

Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Елена Цунаева:

«Я бы хотела выделить два направления работы, где нам удалось многого добиться, в том числе создать задел на будущее для работы следующего состава.

Первое направление связано с активным развитием добровольчества (волонтертсва). На площадке Общественной платы по инициативе нашей комиссии был создан Координационный совет при Общественной палате РФ по развитию добровольчества, в котором были образованы рабочие группы по разным сферам развития добровольчества, таким как образование, культура, международное сотрудничество и т. д. При нашем участии разрабатывалась Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, а также Общественная палата является исполнителем и соисполнителем некоторых пунктов плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства России Татьяной Голиковой.

В Год добровольца (волонтера) Общественная палата стала площадкой для выработки экспертных решений, обсуждений, нулевых чтений и других важных процессов. У нас проходило обучение волонтеров для сопровождения народного шествия “Бессмертный полк”, собирались поисковики, волонтеры культуры и др. Мы не только работали с документами, но и очень активно общались с непосредственными участниками добровольческой деятельности.

Второе важное направление работы — общественное участие в работе по увековечению памяти погибших при защите Отчества и привлечение к этой деятельности молодежи. Здесь мы приняли активное участие в обсуждении федеральной целевой программы “Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы”, связанной с благоустройством воинских захоронений. Мы не только составляли рекомендации, проводили рабочие встречи и нулевые чтения, но и после принятия программы создали рабочую группу Общественной палаты. Рабочая группа, выполняющая функцию экспертного наблюдения за реализацией программы, — это то, что работает сейчас, и то, чем должны будет заниматься эксперты следующего состава.

Мы занимались вопросами молодежной политики. Эта работа актуальна сейчас и будет продолжена — предложена поправка в Конституцию, действует рабочая группа Госсовета по молодежной политике, решаются инфраструктурные вопросы. Это наш замечательный актив.

Мы работали с гражданами, запускали различные мониторинги, провели серию круглых столов по реализации программы патриотического воспитания. Сейчас Президентом дано поручение разработать федеральный проект “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” в рамках национального проекта «Образование». В ней будут использованы наши наработки.

Мы много выезжали в регионы, выступали, на каждом форуме “Сообщество” у нас была площадка, где члены комиссии активно участвовали, выступали модераторами, организовывали совместные проекты.

Хочу выразить благодарность коллегам за поддержку проекта “Судьба солдата”, который ведет непосредственно Поисковое движение России. Общественная плата несколько раз принимала нашу международную конференцию. В разные годы это были представители 12 стран, помимо Российской Федерации. Звучали очень интересные доклады, приезжали архивисты, историки. В этой сфере у нас все получилось, и мы будем продолжать эту работу.

Еще один важный момент: на площадке Общественной палаты мы начали обсуждать проект “Без срока давности”, который вырос в очень большую, интересную тему, важную как с точки зрения развития государства, так и с точки зрения международного взаимодействия. Именно здесь, в Общественной палате, мы впервые собрали экспертов и начали говорить о том, как важно сохранять память о мирных гражданах, которые стали жертвами нацистских преступников, и о том, как важно развивать самые разные направления: работать с молодежью, собирать и сохранять документы. Так небольшими шажками мы пришли к тому, что проект “Без срока давности” стал одним из флагманских проектов Года памяти и славы».

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов:

«Мы впервые за многие годы постарались разносторонне посмотреть на территории, стремились понять, чем живут люди в разных регионах и муниципалитетах, чтобы вырабатывать решения и предложения, которые могли бы гармонично развивать огромное пространство нашей страны. Для этих целей мы старались охватить самые разные вопросы — это транспортная связанность страны, туристическая привлекательность территорий, организация самоуправления, благоустройство городской среды в населенных пунктов. Такой всеобъемлющий охват различных тематик позволил нам из воды не выплескивать ребенка, а находить неординарные решения сложных вопросов.

У нас есть конкретные достижения, которыми мы можем гордиться. Например, на площадке ОП РФ родилась идеи проведения конкурса городской среды малых городов и исторических поселений. Эту идею подхватил Минстрой России, рассмотрел Президент и принял решение проводить такие конкурсы ежегодно, а теперь они проводятся чаще чем один раз в год.

Другой пример нашей работы: при акционировании “Почты России” мы добились того, чтобы были учтены требования сохранения в сети почтовых офисов отделения в малых населенных пунктах с четкими критериями для этого, в частности социальными гарантиями для почтальонов.

Кроме того, нам удалось отстоять очное, живое проведение публичных слушаний в градостроительных вопросах. Когда Минстрой предлагал заменить их заочными общественными обсуждениями через интернет, мы отстояли живую коммуникацию с людьми и необходимость четко регламентировать эту процедуру. Сейчас над этой процедурой мы работаем.

Конечно, нельзя не упомянуть как достижение в работе Комиссии ОП РФ проект “Живое наследие”. Впервые мы создали интерактивную платформу, выявили главные локальные достопримечательности нашей страны и сегодня готовим инструментарий для того, чтобы туристам, инвесторам и гражданским лидерам было удобно посещать места, вкладываться в них и участвовать в их развитии.

Я надеюсь, что новый состав ОП РФ, сформированный из активных, творческих, молодых и неравнодушных людей, совместными усилиями в наше непростое время продолжит работу по социальному развитию территорий России. Сейчас готовится национальный проект по внутреннему туризму, мы планируем принять активное участие в его подготовке. Сегодня нужно открывать нашу городскую среду после карантина, чтобы люди вновь могли выйти на улицы, и эта среда была безопасной, более комфортной и соответствующей современным требованиям. Кроме того, мы должны работать над связанностью страны в тех условиях, когда большинство перелетов и переездов оказалось замороженными или экономически невыгодными. Над всеми этими вопросами мы будем работать».

Николай Дайхес, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный внештатный оториноларинголог Министерства здравоохранения, руководитель Координационного центра по донорству крови при ОП РФ, член-корреспондент РАН, профессор:

«В первую очередь хочу отметить, что в Палате был очень хороший климат — это важно. И Валерий Александрович Фадеев, и Лидия Юрьевна Михеева — люди конструктивные, позитивные, готовые работать. Мне приятно, что мы с моим старшим коллегой и другом, уважаемым мной Лео Антоновичем Бокерией проработали вместе три года. И состав комиссии у нас был очень хороший — все профессионалы, врачи.

В течение прошедших трех лет в нашей медицине, в здравоохранении происходили позитивные изменения. В первую очередь это касается онкологической темы — принципиально изменилась система оказания онкопомощи в стране. Именно общественники и пациенты дали толчок принятию важных решений этой сфере, а также в области ранней диагностики, реабилитации — всего этого мы ждали много-много лет. Для нас отрадно, что Общественная палата была одним из активных инициаторов этих изменений, это признано всеми: и Министерством здравоохранения, и коллегами-онкологами.

Очень важно, что мы поводили эту работу вместе с пациентским сообществом. Например, крупнейшая пациентская ассоциация “Здравствуй” каждый год проводит у нас съезды, это уже стало для них традицией. Это именно то, как в моем представлении должна работать Общественная палата и наша комиссия: есть люди, которые представляют общественные интересы, есть вопросы, по которым мы приглашаем исполнительную власть, и самое главное — есть работа с пациентским сообществом. В Общественной палате пациенты чувствуют, что это их дом. Это дорогого стоит, такое доверие нарабатывалось годами. Я всегда говорил, что главную оценку нам ставят именно пациенты.

Еще одно важное направление нашей работы — развитие добровольного донорства крови. Координационный центр по донорству крови уже многие годы работает на площадке Общественной палаты и чувствует нашу поддержку. Под эгидой ОП РФ мы проводим донорские акции по всей стране.

Что это нам дало: сегодня добровольное донорство крови стало популярным, люди сдают кровь совершенно бесплатно. Как человек, который оперирует, я своими глазами вижу, что 90 процентов донорства добровольное. Это говорит о том, что в обществе присутствуют моральные принципы. Важно, что в этом движении участвует молодежь, особенно активны студенты медицинских вузов. И эта работа проводится не для пиара. Мы смогли переломить ситуацию в стране, и в целом сегодня в России нет проблем с кровью. Это реальное достижение Общественной палаты. И в ситуации пандемии заготовленная плазма спасла массу жизней.

Мы занимались вопросами, связанными с орфанными заболеваниями, с потреблением табака, перинатальной помощью. Были знаковые мероприятия по социальным вопросам. В частности, мы провели очень большое, сильное мероприятие по медицине в закрытых административных городах, которые находятся в тайге, где до ближайшего населенного пункта 500 или тысяча километров. А ведь там живут люди. Мероприятия по этой теме проводили и мы, и Госдума, и Совет Федерации. На стол Президента лег документ, подготовленный Общественной палатой. Это приятно. Мы стараемся делать мероприятия, которые несут реальную отдачу».

Максим Григорьев, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, руководитель рабочей группы по общественному контролю за голосованием, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии:

«Несмотря на то что я занимался вопросом контроля за голосованием и возглавлял профильную рабочую группу еще в 2012 году, только сейчас, в VI составе Общественной палаты, нам удалось реализовать задуманное: государство на законодательном уровне закрепило то, что общественные наблюдатели, наблюдатели от системы общественных палат, а через нее и от всего гражданского общества России будут обладать теми же правами, что и наблюдатели от кандидатов и партий.

Система общественных палат на высоком уровне реализовала эту инициативу в 2018 году на выборах Президента. У нас было более 150 тысяч наблюдателей и более двух тысяч организаций.

Я не подвожу итоги работы по этому направлению, поскольку ровно с момента проведения заседания общественных палат нового состава нам придется продолжать ту работу, которую мы делаем сейчас. Кроме того, планка, которую мы ставим перед собой теперь, еще выше — это беспрецедентное количество наблюдателей на голосовании по Конституции — более полумиллиона человек.

Мы являемся единственным субъектом, который выдвигает наблюдателей, и общественные организации, партии, творческие союзы, граждане — все идут через нас. Безусловно, это показатель нашей хорошей работы, и перед моими новыми коллегами по Общественной палате нового состава стоит очень непростая и высокая планка — обеспечить общественное наблюдение за голосованием».

Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни:

«Комиссия по физической культуре и популяризации здорового образа жизни наблюдала и корректировала ситуацию в ходе реализации национального проекта “Демография”, и в первую очередь в части реализации федерального проекта “Спорт – норма жизни” на местах. Итогом этой работы стало качественное улучшение работы по федеральному проекту на всех уровнях реализации.

Комиссия подвергла критике предложенный Минздравом проект Стратегии здорового образа жизни до 2025 года и, направив рекомендации по корректировке, предложила доработать документ.

Общественная палата совместно с сетью региональных общественных палат также включилась в системную работу по продвижению эффективной стратегии оздоровления работающего населения России — внедрения производственной гимнастики для всех категорий населения.

Комиссия объединила общественников, экспертов для работы над проектом Межведомственной программы “Плавание для всех”. В итоге сегодня проект Межведомственной программы “Плавание для всех” принят к исполнению.

Члены комиссии качественно и продуктивно изучали вопросы, направленные на защиту здоровья граждан от алкоголя, табака и наркотиков: “Обсуждение проекта доклада ОП РФ об актуальном состоянии антитабачного законодательства Российской Федерации: новые вызовы и угрозы здоровью граждан”; “Сниффинг – новая угроза подростковой токсикомании, анализ проблемы и способы преодоления”; “Общественная инициатива: Закон 21”. Эти и другие инициативы были переданы для законодательного закрепления в Государственную Думу РФ.

Единогласно приняты в первом чтении Государственной думой поправки в ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, регулирующие фитнес-деятельность, инициированные представителями Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа.

Законопроект вводит, прежде всего, определение правового понятия фитнес-центров: их права и обязанности, а также положение, касающееся деятельности специалистов этой отрасли. Устанавливается правовая возможность обязательного применения профессиональных стандартов к части требований квалификации работников фитнес-центров. Фитнес-центрам вменяется в обязанность обеспечить безопасность потребителей, провести дополнительное профессиональное образование работников и независимую оценку квалификации. Все это будет способствовать защите прав работников фитнес-индустрии, позволит урегулировать деятельность спортивных организаций, осуществить их правовое регулирование, повысить качество, что крайне важно. Создается возможность поддержки в рамках государственного и частного партнерства.

Необходимость изменить правовую ситуацию и вывести фитнес из серой зоны впервые обсуждалась в региональной Общественной палате Ульяновской области».

Теги: Мария Каннабих, Вячеслав Бочаров, Лидия Михеева, Андрей Ковальчук, Елена Сутормина, Николай Дайхес, Иосиф Дискин, Борис Алёшин, Андрей Максимов, Михаил Погосян, Елена Цунаева, Александр Малькевич, Елена Истягина–Елисеева, Юлия Оглоблина, Елена Тополева-Солдунова, Диана Гурцкая, Максим Григорьев, Владислав Гриб, Лео Бокерия

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться