25 июня, 2020
RSSПечать
«Это абсурдная ситуация, возникшая из-за пандемии и из-за пробелов в законодательстве» — Елена Калинина
Член ОП РФ взяла на контроль ситуацию с найденными в Москве младенцами, рожденными суррогатными матерями

В Москве на улице Аргуновской 23 июня в одной из квартир полиция обнаружила пять новорожденных детей, с ними находилась гражданка КНР. Следственные органы возбудили уголовное дело статье «Торговля людьми».
Источники газеты «Коммерсантъ» в следственных органах сообщили, что это дети, рожденные суррогатными матерями. Сейчас дети числятся как безнадзорные и находятся в нескольких медицинских учреждениях, их состояние удовлетворительное.
«Что произошло в этой ситуации? Обнаружены дети без документов. Скорее всего, суррогатные матери уже от них отказались, а генетические родители приехать не смогли, так как границы закрыты из-за пандемии. Они граждане другой страны. Я думаю, что в этом случае виновато агентство, они должны были продумать этот вопрос, предусмотреть шаги в условиях пандемии. Родители должны были оформить доверенности на своих представителей в России, чтобы те смогли оформить документы на детей», — комментирует ситуацию член Общественной палаты РФ Елена Калинина.
Она отметила, что тема суррогатного материнства уже много лет волнует общество: «Думаю, что во многом это связано с непониманием сути этого метода, какие существуют показания и противопоказания к его использованию. Суррогатная мать — это здоровая женщина, имеющая своего ребенка, которая вынашивает чужого ребенка. У этого ребенка есть генетические родители, поэтому никаких заказчиков там быть не может, ни о какой торговле детьми не может быть и речи. Да, генетические родители платят деньги, но они платят деньги за услугу суррогатной матери. И для проведения такой программы есть определенные показания (отсутствие матки или заболевания, несовместимые с беременностью и родами). Просто по желанию женщины такие программы никому не делают».
«После родов суррогатная мать отказывается от ребенка в родильном доме, и только после этого генетические родители оформляют документы на этого ребенка — поэтому сейчас и произошла такая ситуация. Есть и еще один момент: в нашем законодательстве суррогатная мать имеет преимущество перед генетическими родителями, то есть она может им отказать, и ребенок останется у нее. Это несовершенство законодательства. К примеру, в Казахстане принят закон, по которому ребенок принадлежит своим генетическим родителям еще в утробе матери, суррогатная мать не может отказать им после рождения ребенка», — рассказала она.
Как сообщает ООО «Медика Сервис» (юридическое лицо бренда Sweetchild, зарегистрировано в 2013 году), биологические родители найденных детей — граждане КНР — должны были забрать детей из медицинского учреждения: «Однако из-за пандемии и закрытия границ биологические родители не смогли приехать в РФ и забрать своих детей, по этой причине дети были переданы представителю граждан КНР в Москве, на этом обязанности компании “Медика Сервис” перед заказчиком по договору считаются выполненными».
Как говорится в сообщении, «все, что касается дальнейшего местонахождения и содержания детей», не входит в их «зону ответственности, за это несет ответственность представитель биологических матерей».
По словам Елены Калининой, если дети попадают в дом малютки как отказные, они могут пойти на усыновление другим людям, которые ждут детей: «Вот что может получиться. У них есть свои генетические родители, но они могут попасть в другие семьи, это просто ужас. Где права на ребенка, кто думает и заботится об этом? Я не вижу здесь никакого криминала, но это абсурдная ситуация, возникшая из-за пандемии и из-за пробелов в законодательстве».
Член ОП РФ взяла ситуацию на контроль и будет следить за развитием событий.
Обращения граждан
Актуальный комментарий
В Госдуме предложили отменить для школьников проверочные работы
Президент поздравил волонтеров акции #МыВместе с годом совместной работы