RSS Eng

21 декабря, 2020

RSS

Печать

Как создать объективный рейтинг творческих вузов?

В ОП РФ обсудили критерии оценки высших образовательных организаций в сфере искусства и культуры

Как создать объективный рейтинг творческих вузов?

21 декабря в ОП РФ в гибридном формате состоялась рабочая встреча по обсуждению независимого рейтинга российских и иностранных образовательных организаций высшего образования в сфере искусства и культуры.

Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.

«Тема сегодняшнего обсуждения является одной из первостепенных для нашей комиссии, поскольку она волнует профессиональное сообщество и уже неоднократно поднималась на самом высоком уровне. В этом году на встрече с Президентом ее обсуждал Григорий Анатольевич Заславский, первый заместитель председателя Комиссии по вопросам развития культуры и сохранения культурного наследия», — рассказала в начале мероприятия глава Комиссии ОП РФ Ирина Великанова.

Она сообщила, что в ходе встречи Президент поддержал инициативу о разработке стандартов для подготовки национального рейтинга творческих вузов с перспективой к выходу на международный уровень, и о том, что на данном этапе комиссия готовит предложения по этому вопросу и планирует включить в них результаты сегодняшнего обсуждения.

«На данный момент единственным рейтингом вузов, учитывающим вузы творческой направленности, является британский QS. Когда мы изучаем эти рейтинги, у нас возникают вопросы, поскольку если сегодня в любой зарубежной поисковой системе набрать, к примеру, “лучшие пианисты мира”, то около 30 процентов из них — выпускники Московской и Петербургской консерваторий. И если в 2018 году оба вуза занимали в рейтинге QS достойные места, то в 2019 году Петербургская консерватория в него не попала. Отсюда возникают вопросы к самому рейтингу и критериям, индексам, которые он использует», — уверен Григорий Заславский, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранения культурного наследия, ректор ГИТИСа.

Он отметил, что в России необходимо создание международного рейтинга творческих вузов, в котором по четко выработанной системе критериев будут оцениваться консерватории, музыкальные, театральные, балетные и киношколы.

«Вопрос важный и очень актуальный, поскольку в предлагаемых обстоятельствах такой рейтинг необходим. Все предложения ГИТИСА, в частности по развитию международных проектов, Министерство культуры расценивает позитивно. Мы считаем, что как создание рейтинга, так и выработка актуальных критериев не только для российских, но и для мировых вузов станет очень важным решением», — подчеркнула Ирина Казакова, начальник отдела развития образования и науки департамента науки и образования Министерства культуры РФ.

Андрей Милехин, председатель исследовательского холдинга «Ромир», отметил, что большинство различного рода индексов как таковых составляются за рубежом, что, на его взгляд, является элементом глобального разделения труда, но, к сожалению, эти индексы не всегда являются корректными.

«В них присутствует элемент предвзятости, порой даже некомпетентности. И действительно, ни один из глобальных индексов не выделяет творческие вузы, скорее всего, не понимая их специфики», — заявил он.

Марина Ильичева, руководитель проектов исследовательского холдинга «Ромир», представила пилотный рейтинг творческих вузов в сфере исполнительских искусств.

«Полученные результаты могут быть использованы для формирования международных стандартов оценки деятельности творческих вузов на основе сбалансированной системы количественных и качественных показателей и составления независимого международного рейтинга», — пояснила она.

Александр Соколов, ректор МГК имени П.И. Чайковского, выразил уверенность в том, что попадание или непопадание в рейтинг QS, так же, как и в другие международные рейтинги, не может давать объективной оценки качества образования в российских вузах.

«У них изначально другие критерии. Нам под них подстраиваться совершенно бессмысленно, потому что мы идем иным путем и развиваемся в другом направлении. Это не квасной патриотизм, поскольку наш опыт востребован и ложится в основу множества международных проектов», — добавил он.

«Любой рейтинг и методология рейтинга должны создаваться не в закрытых кабинетах, а в ходе обсуждений в нескольких итерациях. Непредсказуемость международных рейтингов берется за счет непрозрачности и субъективного фактора», — сообщил Олег Иванов, генеральный директор исследовательской компании «КиноЭкспертиза», заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных.

Он уточнил, что при составлении любого индекса необходимо исключать возможность подтасовок и манипулирования показателями.

Евгений Князев, народный артист России, ректор Театрального института имени Б.В. Щукина, выразил надежду на то, что с появлением российского рейтинга оценки вузов творческой направленности небольшие учебные заведения также смогут претендовать на места в международных рейтингах.

«В 2005 году нам позвонили и сказали, что ВТУ имени Щукина на Венецианском биеннале получил “Золотого льва” в номинации “За будущее”. Поэтому я очень надеюсь, что мы тоже примем участие в этом рейтинге. Должен отметить, что критерии, которые будут разрабатываться, должны быть очень точными», — сказал он.

Александр Бондурянский, профессор МГК имени П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, народный артист Российской Федерации, подчеркнул, что появление Болонского процесса в России внесло существенные коррективы в образование, в том числе в творческих вузах.

«У нас планомерно уничтожается такое понятие, как “специалитет”, которое во всем мире, кроме нашей страны, приравнено к магистратуре — а мы этого признавать не хотим. Таким образом, мы оказываемся в очень сложном положении, и в том числе это касается работы по составлению рейтингов», — заявил он.

«Рейтинги — это не только важный инструмент для работодателей и привлечения студентов в вузы, но это еще и важный инструмент, позволяющий получить государственную поддержку», — напомнил Александр Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных, заместитель председателя ФУМО по области образования «Музыкальное искусство».

Он добавил, что в рейтингах, помимо прочих критериев, необходимо учитывать учебные издания и монографии, выпускаемые вузами, а также количество их переводов на иностранные языки.

Владимир Зорин, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, назвал неправильным, что по всем рейтинговым показателям предусматривается равный удельный вес.

«Мы живем в конкретных исторических условиях. Сейчас мы можем предлагать что-то новое, свое. Если нам нужно существовать в рамках мирового рейтинга, то нужно понимать, какой из показателей все же важнее: творческие достижения или образовательный потенциал? Студенты или продвижение наших духовных ценностей?» — сообщил он.

«Стратегия академического лидерства важна для всех нас. Это вопрос не только статуса и тщеславия, но и финансирования, которое идет в конкретный вуз, в конкретную страну. Мы как руководители, оказавшиеся у руля лучших музыкальных, театральных, балетных вузов не только России, но и мира, не должны никому уступать этот рынок», — подытожил Григорий Заславский.

Теги: Культура, Ирина Великанова, Григорий Заславский, Владимир Зорин

Актуальный комментарий

Минэкономразвития предложило расширить функционал госуслуг

Минприроды планирует повысить ставки экологических сборов

  • Елена Шаройкина

    04.03.2021

    Елена
    Шаройкина

    «Бизнес обязан компенсировать ущерб окружающей среде»

В Минприроды рассмотрят предложения по снижению объема пластиковых отходов в заповедниках

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться