RSS Eng

RSS

Печать

Заседание рабочей группы по подготовке Национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России»

Климент, митрополит Калужский и Боровский: Мы начинаем первое заседание рабочей группы, и, конечно, у нас большие надежды, что наша рабочая группа будет активно трудиться над решением поставленных перед ней вопросов.

Я думаю, что каждый гражданин России болеет за свою страну во всех отношениях. Мы переживаем и за экономику, и за культуру, и за образование, и за духовно-нравственную составляющую жизни общества. Нас волнует и демографическая ситуация, и межэтнические проблемы, и межрелигиозные. Потому что Россия исторически складывалась, как многоконфессиональная и многонациональная держава. Каждый народ сохранял в ней свою культуру, свою самобытность, а русский язык объединял нас всех.

В этом году нашим народом отмечается 1020 лет Крещения Руси. 1020 лет, как у нас на Руси, на русской земле появились тот язык, та вера и та культура, которые были принесены учениками святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Именно они сформировала духовный облик, ментальность русского народа. Именно они создали такое мощное государство. При этом у нас всегда была веротерпимость, всегда шли рядом друг с другом люди разных национальностей, разных религиозных убеждений и взглядов, и поэтому у нас есть чем гордиться, и есть, что сохранять для будущих поколений. Я надеюсь, наша Комиссия и рабочая группа внесут большой вклад в дело сохранения и распространения тех духовных, нравственных и культурных ценностей, которые хранит наш народ. Особенно важно помочь нашей молодежи полюбить собственную культуру, собственное достояние.

К сожалению, сейчас имеются серьезные проблемы в системе образования. Школьная система почему-то отказалась от такого компонента, как воспитание, ограничившись лишь передачей знаний. Но ведь воспитание не менее необходимо. Давать одни только знания, отказавшись от формирования духовно-нравственного облика школьника, школьной среды – это неправильно. Даже в советское время, когда отвергали религию, в образовании все равно присутствовал нравственный компонент. Я помню, как нас посылали помогать нуждающимся - пенсионерам или инвалидам, а зимой, например, после занятий мы, школьники, иногда просто ходили почистить от снега дорожки. Может быть, от нас не было столько пользы, сколько было пользы для нас самих, потому что мы привыкали в молодом возрасте оказывать помощь окружающим нас людям, привыкали ценить этих людей. Например, инвалида войны – за то, что он участвовал в войне, жертвовал своим здоровьем и своей жизнью. Мы этим проникались и гордились тем, что рядом с нами есть такие люди, которые участвовали в войне и совершали настоящие подвиги.

И поэтому сейчас очень важно, чтобы наша молодежь полюбила нашу культуру, нашу историю. Если это произойдет, мы сможем сохранить Россию. Я несколько раз уже употреблял такую фразу и повторю ее, что будущее России не в нефти, не в газе, которые по прогнозам специалистов-экономистов, должны когда-то закончиться. Будущее России в том людском потенциале, в тех молодых людях, которых мы вырастим. Поэтому формирование системы духовно-нравственных ценностей в наши дни, в нашем обществе, в новой России, является особенно важным.

Зелинская Елена Константиновна, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия:

Мы уже поднимали несколько существенных, на мой взгляд, тем, когда собирали представителей масс-медиа и обсуждали с руководителями телеканалов все тот же комплекс проблем. Вчера в Петербурге мы собрали представителей экологического сообщества: журналистов, экологов, общественных деятелей, заинтересованных в этой тематике. Несколько недель назад мы собирали людей, связанных с образованием, в том числе и с высшим. Мы видим, что все это вместе: образование, экология, культура, сохранение духовного наследия, - складывается в единый блок, который можно назвать одним словом «просвещение».

Мне кажется, что «просвещение» – хорошее русское слово, которое подразумевает развитие, заинтересованность, мотивацию, а вовсе не набор запретов, отказов, возражений, отрицаний и т. д. Поэтому самое важное сейчас – предложить тем, кто заинтересован услышать нас, целостное просветительское мировоззрение, которое объединит в себе и духовность, и образование, и цену всего этого, и значимость всего этого. И, самое главное, объединит людей из самых разных областей нашей жизни.

В рабочей группе собрались именно такие люди, вовсе не напрямую, казалось бы, связанные с вопросами культуры, образования и тем более экологии, но нам представляется очень важным, чтобы так называемая «культура» перестала быть предметом интереса одних только «деятелей культуры», а проблемы образования стали бы волновать не только педагогов.

Нам особенно приятно, что люди различных профессий и сфер деятельности прониклись, заинтересовались этими идеями и готовы думать на эту тему, вносить свой интеллектуальный вклад в создание новой системы, программы, движения. Важно, что мы начинаем обсуждать эти вопросы и поднимать их на уровень национальных дискуссий. Поскольку, национальная дискуссия по вопросам просвещения и духовной составляющей просвещения - это то, что сейчас нам остро необходимо. Более того, это единственный способ поднять данную тему на поверхность и собрать огромное количество мнений, чтобы понять, что на самом деле нужно стране и каким образом лучше всего решать эти задачи.

Мы надеемся, что деятельность рабочей группы будет очень важной и серьезной, и обязательно принесет плоды. Мы очень хотели бы, чтобы в конце этого года, в рамках Пленарного заседания Общественной палаты, мы могли бы уже выйти с какими-то серьезными, интересными размышлениями на эту тему.

Горбулина Ирина Вячеславовна, руководитель рабочей группы по подготовке национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России»:

Мы часто думаем на тему духовности, нравственности, которая является парадоксальной и двойственной. С одной стороны, она сегодня очень востребована, но с другой, если посмотреть наше телевидение, почитать газеты или послушать радио, то можно столкнуться с бесконечным количеством разнообразных ужасов и кошмаров, окунуться в среду жесткости, пошлости и цинизма. После всего увиденного, услышанного или прочитанного возникает острое чувство тревоги за духовное и моральное состояние нашего общества, а попытки установить диалог с журналистами на тему нравственности и духовности приводят их в замешательство или просто вызывают отвращение.

Профессиональные сообщества учителей, педагогов, музейных работников, Церковь довольно продолжительное время взывают к необходимости духовного и нравственного оздоровления нашего общества, а представители других сфер деятельности делали это разобщено и практически поодиночке, несмотря на то, что данная проблема затрагивает всех наших граждан, даже если они сами этого до конца не осознают.

Парадоксально, что россияне, имеющие глубокие духовные исторические корни и вековые национальные традиции, подошли к серьезному размышлению над вопросами духовности и нравственности позже всех. В отличие от нас, на Западе давно столкнулись со всеми ужасами и кошмарами общества потребления, и люди стали думать над решением этой проблемы. Например, первый доклад «Римского клуба» был посвящен, в значительной степени, именно вопросам духовности и нравственности.

В нашей стране создана «Стратегия 2020», которая направлена на экономическое возрождение и процветание России, но в отрыве от программных решений духовно-нравственного возрождения общества она не будет реализована в должной мере. В связи с этим, было принято решение о создании рабочей группы Общественной палаты по подготовке национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России», сформулированы цели, задачи и план ее деятельности.

Во время одного их своих выступлений заместитель министра культуры господин Бусыгин отметил: «Вы знаете, я в последнее время очень часто бываю на огромном количестве мероприятий, на которых обсуждается тема духовности и нравственности. И, наконец, наступил тот момент, когда хватит уже говорить о том, как все плохо. Хватит пересказывать все эти ужасы. Надо что-то делать». А вот что же делать? Пока никто не дал серьезного ответа на этот простой вопрос. Ведь, на самом деле, культурное, духовное, нравственное возрождение - это то, что может гармонично вписаться в серьезную национальную программу, над созданием которой должны работать профессионалы всех сфер деятельности, чтобы произошел всеобъемлющий эффект ее реализации в обществе.

Как никогда, сегодня назрела острая необходимость проведения общенациональной дискуссии по данной проблеме, которая позволила бы довести вопросы духовности и нравственности до всех слоев населения. Дискуссии уже начались на уровне федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов России, в Совете Федерации и Государственной Думе.

Сравнительно недавно Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время обсуждения темы духовно-нравственных ценностей новой России отметил: «Запретами ничего сделать нельзя, необходима общероссийская дискуссия для формирования общественного мнения». В настоящее время в СМИ активно обсуждается вопрос о целесообразности принятия закона, запрещающего детям свободно гулять поздним вечером, который вовлек очень многих россиян в настоящую дискуссию. На телеэкранах приводятся конкретные примеры, в которых развеиваются мифы беспечных родителей о безопасности своих детей, находящихся на улице поздним вечером. Так, в одном из телевизионных сюжетов самоуверенная мама высказывает собственное спокойствие за судьбу шестилетнего сына, гуляющего без присмотра взрослых в ночной час, которое молниеносно пропадает после того, как телевизионные корреспонденты незаметно для нее уводят и прячут мальчишку. Наверняка данный сюжет спас здоровье и жизни многих детей.

Самой восприимчивой средой к разрушению собственных духовных и нравственных ценностей является молодежь. Обсуждения данной проблемы вызывают у молодых людей и девушек скуку, поскольку новое поколение выросло и взрослеет совсем в иной информационной и обывательской среде, состоящей из Интернета, компьютерных игр и всевозможных развлечений. Эти ребята отнюдь не плохие, они также задумываются о будущем своей страны, но доведение до них информации о духовности и нравственности практически невозможно, поскольку отсутствует необходимый инструментарий или программный комплекс соответствующих мер.

Для эффективного контакта с молодежью, эффективной совместной работы с ней над проблемами духовности и нравственности необходимо научиться говорить с подрастающим и взрослеющим поколением на понятном молодым людям языке.

В том числе, этому будет способствовать такой важный инструмент воздействия на человека, как реклама, над которой трудятся специалисты высокого класса, создавая зачастую настоящие шедевры. В целом, предстоит очень серьезная и сложная работа по созданию новой системы духовно-нравственных ценностей, которая должна быть воспринята и осознана во всех слоях общества, людьми всех профессий и видов деятельности. Поэтому мобилизация вокруг рабочей группы Общественной палаты крайне необходима и целесообразна именно сегодня, а не минутой позже.

Волончунас Виктор Владимирович, мэр города Ярославля:

Мы прекрасно понимаем, что сегодня, когда Россия встает с колен в экономическом плане, наступил период перенасыщения всем тем плохим, что общество могло в себя впитать за последние 15 лет. Сейчас мы видим последствия этого, особенно в лице молодежи, которая родилась в тот сложный период времени. Это пятнадцатилетние ребята, которые воспитались на компьютерных играх и Интернете. Но, есть уверенность, что они далеко не потерянное поколение. Поэтому тема духовно-нравственных ценностей – это очень важная и ответственная задача, над решением которой необходимо работать. Тем более, что «Стратегия 2020» не может состояться без соответствующего формирования личности.

К примеру, можно рассмотреть деятельность любого предпринимателя в отдельности или коллектива в целом. При наличии сильного руководителя с высокими моральными принципами будет процветать и эффективно работать весь коллектив работников, в противном случае снова появится обман, возникнут «МММ» и т.п.

И сегодня мы хотим повернуть роль истории таким образом, чтобы в России царила гордость, как за свою страну в целом, так и за ее отдельного гражданина. Поэтому, решая демографическую проблему, мы должны одновременно решать воспитательную проблему и проблему духовно-нравственного возрождения.

В сентябре 2010 г. будет отмечаться тысячелетие Ярославля, которое побуждает его жителей к глубокому изучению своей истории, заимствованию древних национальных традиций, в том числе, в сфере духовно-нравственных ценностей.

Когда в смутные времена в 1612 году Минин и Пожарский пришли из Нижнего Новгорода, то правительство России четыре месяца располагалось в Ярославле. И, собственно говоря, государством правили из Ярославля. Этот исторический факт не забыт и передается из поколения в поколение.

В Ярославле очень много культовых зданий, а территория заповедной части города, где находится 38 сооружений Православной Церкви, вошла в зону «ЮНЕСКО». Причем это единственный город в России, который может так ярко гордиться тем, что существует целое духовное пространство, а не отдельно стоящие соборы и храмы. Конечно, в Ярославле сейчас возрождается не только Православие, существует татарская мечеть, возводится армянская церковь, присутствует еврейская конфессия, поскольку город населяют 600 тысяч граждан разных национальностей и вероисповеданий.

В Ярославле есть Свято-Введенский Толгский монастырь, 20 лет назад в котором размещалась детская колония, пока Святейший Патриарх не обратился с просьбой о передаче монастыря в руки Православной Церкви. Понадобилось много времени, чтобы его восстановить и открыть в итоге первый в России женский монастырь.

В те времена, когда Борис Николаевич Ельцин только стал Президентом России, в Америке, в Берлингтоне по местному телевидению транслировали передачу «Несуны» - про воровство на наших торговых базах. После показа такой передачи можно было ничего уже не говорить о том, как в России живут – хорошо или нет. Показа подобных телепрограмм было вполне достаточно, чтобы сформировать негативное отношение американцев к России. И это отражалось на всем, в том числе, на наших общественных и экономических отношениях с Америкой.

Спустя время, изменилось многое, и те же американцы, посещающие восстановленный Свято-Введенский Толгский монастырь удивляются его красоте, потому что это, действительно, возрожденная духовно-культурная изюминка Руси.

В Ярославле построено 10 спортивных физкультурных комплексов, один легкоатлетический воздухоопорный Мане, размер которого составляет 130 на 160 метров. По такой конструкции он занимает лидирующую позицию в мире. Кроме того, была поставлена задача привлечения опытных воспитателей и тренеров для занятия с молодежью, желающей заниматься спортом.

В настоящее время поднимаются вопросы об эффективном использовании медиа-ресурсов, которое невозможно без соответствующих законодательных норм. Например, на Западе не осуществляется такое телевизионное вещание, как в России, и те программы, которые каким-либо образом могут затронуть духовно-нравственную сферу личности, транслируются исключительно в ночное время и при наличии соответствующих ограничений.

И последний момент. Мы вместе с Музеем истории города и профсоюзами пытаемся возродить подзабытую идею, что трудом славен человек. Человек труда – это тот, кто создает, именно он должен быть лидером в нашем обществе, а не тот, кто украл, обманул, а на заработанные не честным образом средства строит виллы, покупает Мерседесы и т.п.

Особенно интересен тот факт, что на многих предприятиях Ярославля люди сами начинают создавать некое подобие бывших «досок почета», которые восхваляют человека труда, заставляют трудовые коллективы относиться к передовикам с должным и искренним уважением.

Неев Петр Валерьянович, директор по корпоративной ответственности "ТНК-ВР Менеджмент":

Представители бизнеса, в том числе, крупных российских нефтяных компаний, которые играют достаточно значительную роль в жизни и развитии нашей страны, должны принимать самое непосредственное участие в формировании системы духовно-нравственных ценностей. Несмотря на обилие вопросов, эмоций, чувств и гражданских позиций, следует отметить, любое развитое и процветающее общество должно иметь собственную идеологию.

Если говорить о дореволюционной России, это конечно, Православие. Если говорить о Советском времени, то понятно, что это советская идеология. Сегодня идеологический вакуум заполнен масскультурой и гламуром. Это достаточно четкая, ярко выраженная система ценностей и ориентиров, основанные на деньгах и принципах потребления. Если не противостоять этой лже-идеологии, которая на страницах своих журналов «гламурит» даже Президента Дмитрия Медведева, то, соответственно и власть у нас будет «загламуренная».

Соответственно, гламур будет прививаться уже во всех слоях общества.

Таким образом, при отсутствии национальной идеологии в России, не будут определены ориентиры не только для молодежи, но и для взрослого поколения, а в существующем вакууме идеология общества потребления будет только процветать и, конечно же, приносить свои негативные плоды.

Решением этой проблемы могла бы стать модернизация Православия, его адаптация к современным цивилизационным реалиям, к новой экономической жизни России, которая значительно отличается от того, что было раньше. Необходимо возрождение института миссионерства, проповеди и, конечно же, проникновение этого института в средства массовой информации.

Если говорить о западных странах, то там, на государственных телеканалах существуют жесточайшие регламенты. Например, в Норвегии не больше 20% времени вещания разрешается уделять, например, американскому кино. Все остальные передачи должны быть национальными. А ведь Норвегия - капиталистическая страна, с ярко выраженной коммерческой и материальной экономикой, но, тем не менее, государство заботиться об этих вещах и не допускает, фактически, подмены национальной культуры другими ценностями, т.е. того, что происходит у нас.

Об этом можно говорить сколько угодно, но пока у нас на телевидении не произойдет подобной регламентации, пока не появится православное радио (FM, как минимум), которое можно будет слушать в машине, пока у нас не будет нормального православного телевидения и пока развлекательные и, так скажем, весьма сомнительного свойства передачи не уйдут в «кабель» или на платные каналы, до тех пор мы проблемы формирования системы духовно-нравственных ценностей новой России решить не сможем. Поскольку сегодня СМИ, и в первую очередь телевидение, являются главным пропагандистским инструментом и никуда от этого не уйдешь. Люди обрабатываются, начинают мыслить теми ценностями, которые навязывают им так называемые «лидеры общественного мнения».

Естественно, мы это должны все четко понимать, должны осознавать остроту и глубину проблемы. Поскольку, если мы не начнем ее решать сейчас, то фактически окажемся на грани социальной катастрофы. И наша страна, как нация, как единая культурная сущность перестанет существовать.

Буквально несколько слов я хотел бы сказать о нашей компании и о том, как мы себе представляем решение этих проблем внутри компании. У нас крупная корпорация - около 80 тысяч человек. Это микрокосм, микрообщество, которое так же, как и общество в целом, стоит, как ни странно, перед необходимостью решать подобного рода проблемы. Мы не случайно, практически с самого начала создания компании в 2003 г., обратились к проблеме социальной ответственности. И мы считаем, что наша компания должна быть серьезно интегрирована в вопросы решения социальных проблем России.

Мы сейчас очень серьезно думаем о том, какие, все-таки, основополагающие мотивы должны предопределять наши социальные программы. Российский бизнес тратит сегодня 5 миллиардов долларов в год на социально-благотворительные программы. И я, как человек, который предметно занимается этим в компании, много выступаю и обсуждаю эту проблематику. Однако до сих пор я не нашел ответов на вопросы: а что дают эти 5 миллиардов в год российскому обществу? Каковы не только долгосрочные, но хотя бы краткосрочные последствия таких глобальных, масштабных социальных инвестиций? Не только в российском бизнесе в целом, но и в своей компании я стараясь понять: а, собственно, что изменилось, после того, как мы потратили эти деньги (а мы тратим около 100 миллионов долларов в год на эти цели)?

Мы осознаем, что не поняв внутренних мотивов нашего сотрудника, а они все-таки так или иначе связаны с мотивами, которые движут нашим обществом и государством, мы не сможем правильно решать эти вопросы. Сейчас наши затраты, фактически, уходят в песок. Мы латаем социальные дыры и нас, конечно, благодарят.

Мы получаем очень много хороших отзывов от губернаторов, от представителей государственных органов и Общественной палаты. Но, несмотря на то, что у нас, в отличие от многих других общественных институтов, все-таки существуют целевые, рассчитываемые, очень серьезно планируемые и контролируемые в финансовом отношении программы, мы понимаем, что не достигаем желаемого результата. Конечно же, хотелось, чтобы наше общество все-таки восстановило некое целеполагание, чтобы мы могли ответить на вопрос: какое общество мы хотим видеть через 5, 10, 20 лет? Что это будет за строй? Хотя бы в социально-экономическом плане, в политическом плане, в общественном плане. Без ответа на эти вопросы все попытки решить глубокие основополагающие проблемы будут, на мой взгляд, все-таки уходить в сторону дискуссий, в сторону некого душевного порыва, если хотите. Но не в сторону конкретных программных решений. Поэтому, нужно очень четко и конкретно прописывать действия, которые мы собираемся на этом пути предпринимать.

Горбулина И. В.:

Спасибо большое. Я думаю, что мы, безусловно, продолжим работу. И, действительно, это наше первое, установочное, заседание. Спасибо. Я бы хотела передать слово Богатовой Евгении Роменовне, генеральному директору группы компаний «Русское Золото».

Богатова Евгения Роменовна, генеральный директор группы компаний «Русское Золото»:

С одной стороны, когда говорят о духовно-нравственных ценностях, о возрождении, формировании и прочем, я понимаю умом, что действительно общество, видимо, вступает в новую стадию развития. И каждая стадия требует своей системы ценностей. Но, с другой стороны, я понимаю точно также, что в том ключе, в котором эта проблема подавалась и обсуждалась до сих пор – она никогда не может быть решена. Потому что свести проблему духовно-нравственных ценностей только к проблемам образования, культуры, искусства, религии – конечно, можно, но, не затронув самых глубинных основ общества, в котором мы сейчас живем, мы все равно не сможем ее эффективно решить. И молодежи все равно будет скучно, словосочетание «духовно-нравственные ценности» для нее снова останется каким-то абстрактным понятием.

Если говорить на нормальном языке, без наукообразности, то существует такое известное выражение: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». И вот, когда наша молодежь слышит про «духовно-нравственные ценности», у нее сразу в голове вспыхивает одно: «Ну, конечно. Все, кто могли, наворовали. Все, кто могли, состояние сколотили, а нас теперь кормят этими «духовно-нравственными ценностями», походами в оперу и на балет, но при этом не дают никаких возможностей, чтобы хоть как-то двигаться вперед».

Поэтому я считаю, что центральным моментом исследования этой проблемы и выработки, как организаторы правильно говорят «эффективных мероприятий», которые действительно сработают, должен быть глубокий анализ с последующей дискуссией и достижением общественного консенсуса по некоторым ключевым проблемам, которые волнуют общество. Я попытаюсь обозначить эти ключевые проблемы, которые, на мой взгляд, являются очень серьезным тормозом для любых действий по формированию системы ценностей.

Как бы мы не хотели отделить экономику от духовно-нравственной сферы, сделать это невозможно. Любые попытки противопоставить их, в принципе, всегда обречены на провал. Мы никуда не уйдем оттого, что экономика - это базис. И те особенности того базиса, в котором мы сейчас существуем, а также нерешенность некоторых вопросов - все это порождает очень много проблем и отнимает у людей чувство собственного достоинства, не дает им уважать себя.

Хотелось бы отметить прежде всего то, что базовые духовно-нравственные ценности формируются через отношения к труду. Труд – это базис. Потому что, хотим мы этого или нет, но труд занимает большую часть человеческой жизни. И поэтому в рамках отношения к труду формируются базисные духовно-нравственные ценности. Но, что у нас сейчас происходит? У нас человек труда – это обязательно наемный работник, да? Вот, доски почета для людей, которые работают – это, конечно, важно. Но, мне кажется, вопрос должен быть поставлен более системно. Мы до сих пор не определились, что мы строим: государственный капитализм, негосударственный капитализм? При этом мы уже запутались, в государственных корпорациях. И я хочу омтетить, как руководитель среднего бизнеса, что такого пренебрежения к среднему бизнесу, которое существует сейчас, раньше не было. Последние годы формируется абсолютно неправильный подход к этому делу. По сути, мы опять скатываемся к установке: «Ну ладно, прошел первоначальный период накоплений, кто-то чего-то накопил. В данный момент сейчас у нас мощные госкорпорации, все пошли вперед семимильными шагами. А тех, кто под ногам болтается, какие-то средние бизнесы - давить их и не пущать».

Если мы говорим о том, что наше общество все-таки развивается по пути рыночной экономики, то очевидно ключевыми являются такие понятия, как «предпринимательство», «фигура предпринимателя» и «отношение к предпринимательскому труду» (а это тоже труд, причем очень серьезный). Нужно все это проанализировать и понять все-таки: почему у нас такое пренебрежение? Потому что, конечно, есть предприниматели, которые, как здесь уже говорили, обманывают, воруют и прочее. Они и формируют этот негативный образ. Но не в этом только корень зла. Все-таки, тенденция идет немножко в другую сторону. А корень, на мой взгляд - в той глубокой уверенности наших руководителей, что без всякого среднего бизнеса можно все развить. Но, слава Богу, сейчас поворот происходит.

Поэтому я считаю, если мы действительно собираемся создавать программу формирования системы духовно-нравственных ценностей, то в ней должны быть обязательно проанализированы такие вещи, как отношение к труду, отношение к государственной службе, предпринимательству, наемному труду, богатству и бедности, а также к тому распределению богатства и бедности, которое существует на данный момент. Иначе мы будем только говорить и говорить, а молодежь будет уезжать, потому что ей эти разговоры будут неинтересны. Да и люди сложившиеся тоже будут уезжать, накопив определенные деньги. Потому что они не могут чувствовать самоуважения, когда на Санкт-Петербургский Форум приплывает яхта Абрамовича, и все СМИ говорят об этом с утра до вечера…

Отсутствует база для самоуважения. А почему? Потому, что мы находимся в переходном периоде, когда идет первоначальные накопления капитала. Сейчас у нас очень много богатых чиновников, непонятно, правда, по какой причине и все очень радуются, умиляются и гламурят их. Я считаю, что стыдно, когда люди, ни дня не работавшие в бизнесе, имеют какие-то богатства. Следует, наверное, это надо называть своими именами, но тогда возникает вопрос, как со всем этим разбираться? И тут надо или опять «пересматривать результаты», или же смотреть вперед и открывать перед подрастающим поколением новые горизонты.

Люди должны ориентироваться на открывающиеся возможности и концентрироваться на их реализации. Они должны знать, что если они работают во всех смыслах этого слова: учатся, получают суперобразование, напрягаются, а не сидят сутками у телевизора, то они могут достичь очень многого в своей жизни. Вот к такому обществу мы и должны стремиться – к обществу возможностей, в котором будут работать социальные лифты. Я не хочу говорить, что Америка - это прекрасная страна, но есть такое понятие как «американская мечта». И лозунги типа: «Да, мы можем!», - которые действительно создают оптимизм. Тогда человек не думает: «Вот, они накопили, а я нет. Сяду и обижусь». Он больше думает о том, как именно распорядиться своим временем, силами и прочим. Если же человек видит, что он ничего достичь не может, что на него смотрят, как на быдло, то, извините, какие уж тут духовно-нравственные ценности? Тогда все это он будет воспринимать, как сказки. И, естественно, из страны будет отток, оставаться будут не самые лучшие, и будет формироваться нездоровая среда.

Поэтому, я считаю, первый круг проблем, которые обязательно нужно поднять - это проблемы, связанные с экономической ситуацией. Можно рисовать портрет того, что будет через 20 лет, но это мало к чему обязывает. Надо проанализировать то, что есть сейчас и понять, собственно говоря, как из этого создать новые возможности. Второй круг проблем - это, безусловно, проблемы, связанные с такими человеческими вещами как семья, религия, образование, искусство и культура, сосуществование людей разных национальностей и разного вероисповедания.

Третий круг проблем – это все-таки социальные болезни. Я считаю, что к ним надо формировать правильное отношение. Потому что такие вещи, как уже сложившиеся социальные болезни, не должны разрастаться. И люди - те же самые молодые - должны их не любить или, по крайней мере, не считать их привлекательными для себя. Ну и, конечно, еще один важный момент для системы духовно-нравственных ценностей - это способ нашего взаимодействия со всем миром. Посмотрите, как на международной арене происходят решение некоторых ситуаций. Такое впечатление, что не просто невоспитанных людей туда выпускают, а просто диких. Понимаете? И конечно, какая же гордость может быть за страну, когда в тех или иных ситуациях проявляется такое ее «истинное лицо»? Хамское отношение к другим народам и к другим странам должно искореняться.

Я думаю, для успешной деятельности рабочей группы очень важно вскрыть перечисленные выше проблемы, иначе все опять сведется к тому, что на музей нужно больше денег давать, СМИ как следует контролировать и т. д., а нам, в первую очередь, необходимо действительное понимание того, что такое наш народ, наше общество, куда и как они движутся и, конечно, должны быть дискуссия, анализ, выработка программы, создание экономических институциональных основ.

Голодец Ольга Юрьевна, заместитель генерального директора горнометаллургической компании «Норильский Никель»:

В 2001 г. компания «Норильский Никель» была очень серьезно озабочена разработкой стратегии развития, и нам повезло, что в то время генеральным директором был М.Д.Прохоров, который по своей натуре очень талантливый человек, и когда мы складывали стратегию, она никак не могла сложиться. Этого не могло произойти по одной простой причине, которая была именно им уловлена. Нам не хватало этической канвы, поэтому, работая над таким серьезным документом как стратегия развития компаний, мы параллельно запустили совершенно уникальный процесс, а именно - формирование этического кодекса. Причем возможность вложить свою лепту в разработку этого документа получили практически все сотрудники. Дискуссия была очень обширной, был поднят обширный пласт проблем, потому что сделать что-то, не обозначив какого-то отношения, на предприятии практически невозможно. Предприятие сразу обозначило все проблемы прошлого, и тот этический кодекс, который был рожден коллективом – это, на самом деле, продукт огромного труда и огромных дискуссий, которые были выведены на поверхность. В дальнейшем это даже стало правилом работы в компании – ничего, что касается проблем, не замалчивать.

Мы понимаем, что есть очень сложные проблемы. Например, на нашем предприятии работают и те, кто сидел, и те, кто их охранял. Причем и первые, и вторые – люди, и те, и другие уважают своих предков, и мы не побоялись тогда эту дискуссию вывести на поверхность и сделать ее абсолютно прозрачной.

Поэтому, мне кажется, и здесь нам не надо бояться обозначать самые сложные и самые острые проблемы. В этом, может быть, сила нашего общества. Чтобы мы не говорили о нашем обществе, оно готово к тому, чтобы услышать, чтобы поддержать, чтобы втянуться в дискуссию и обозначить свою позицию.

Также хочу сказать несколько слов в защиту молодежи. Сегодня имеется внутренний патриотический настрой, но люди ждут, что этот настрой будет каким-то образом проартикулирован, положен на бумагу или где-то и кем-то обозначен. Потому что молодежь не просто так надевает майки, на которых написано «Россия», не просто так люди покупают флаги и с ними ходят. Это абсолютно искренний порыв, люди хотят гордиться страной, гордиться своими устоями. Мне кажется, самое главное сейчас для нашей рабочей группы - это попытаться вовлечь в дискуссию действительно как можно больше людей, чтобы общество высказалось по больным для него темам, и в процессе этой дискуссии должен быть выработан некоторый взгляд, некоторая позиция общества по самым сложным проблемам. Я абсолютно согласна, что такое общественное отношение, не государственное, а именно общественное отношение, оно поможет и СМИ, различным культурным институтам в конце концов определиться.

Вот, например, общество хочет, наверное, определиться на тему семьи. Давайте говорить про это открыто. Я работала некоторое время на Таймыре и знаю, что сегодня есть народы, которые не могут жить по тем правилам, по тем канонам, которые утверждены российским законодательством. Мы их пытаемся как-то туда вставить, а люди кочуют, они не могут жить той семьей, которая прописана. Так давайте уважать всех людей, которые являются гражданами Российской Федерации, и пусть наши законы, нормы и правила уважают традиции тех народов, которые проживают сегодня в Российской Федерации. Каждый человек должен чувствовать себя комфортно, при этом культура одного народа никак не должна ущемлять культуру другого народа. Мы должны создать максимально комфортное общество, основанное на взаимном уважении культур и народов.

Недавно я была на спектакле одного очень уважаемого государственного коллектива. Это была очень талантливая постановка, но я вышла, почувствовав себя униженной. Униженной потому, что со сцены на хорошем уровне, с хорошей постановкой, проповедовались такие вещи, которые идут вразрез с моей идеологией. В зале сидело очень много людей, и вы знаете, все говорили: «Ну, как же это может быть: так талантливо и в то же время такое надругательство по отношению к общественным российским устоям». И все это за государственные деньги, потому что это государственный театр, это крупнейшая сцена.

Я не призываю отрицать все новое, новаторское, но нужно понимать, где мы действительно нашу культуру поддерживаем, а где нужно остановиться ради уважения к той или иной группе нашего общества.

Слуцкер Ольга Сергеевна
, президент сети фитнес-клубов «World class»:

Наличие корпоративной культуры в компании является ключевым фактором для ее успешности. Мне кажется, в этом плане, если мы рассмотрим государство как некую громадную компанию, корпорацию, то наличие системы духовно-нравственных ценностей является, естественно, ключевым. Но для того, чтобы эти ценности могли быть разделены гражданами, их надо, прежде всего, сформулировать. Необходимо организовать «мозговой штурм», определить какое-то количество приоритетов, сформулировать их, написать на бумаге и произнести. Мне кажется, также очень важно определить, вообще, миссию России в сегодняшнем мире. Сформулировать, к чему мы идем как государство, чего мы хотим добиться.

Мы очень разные, мы разного возраста, разных профессий и сфер деятельности, с разным жизненным опытом. Но мне кажется, что это желание сформулировать нашу цель, миссию, ценности позволит нам действительно написать на бумаге, а потом от лица Общественной палаты предложить обществу то, что, может быть, станет базой для граждан нашей страны.

Захаров Александр Владимирович, заместитель председателя правления Сбербанка:

К подготовке национальной программы необходимо подходить в хорошем смысле по-деловому, то есть организованно, однако есть небольшое «но». Есть развилка, поскольку эта программа может оказаться программой благих пожеланий, ведущих никуда, в стиле интеллигентствующих героев Антона Павловича Чехова. Если программа будет иметь набор конкретных проектов, которые можно выполнять и контролировать, то она будет иметь успех, поскольку хороша та программа, которая подлежит какому-то минимальному контролю и легковыполнима. Набор благих пожеланий, да сетований – это еще не программа.

По поводу бизнеса. Пять миллиардов – много это или мало? Если наш бизнес будет и дальше показывать такой личный пример, который он показывает… Мы же знаем и про заплывающие яхты, которые не могут припарковаться, и про перевозки самолетами девушек – все это обсуждается месяцами. О чем мы говорим? Если благотворительная программа бизнеса - это просто собственная PR-программа компании, то можно и десять миллиардов потратить. Только все это будет ради укрепления имиджа компании, и не более того.

Вопрос очень простой и очень сложный одновременно для бизнеса: вы хотите решить эту задачу или хотите просто поговорить о ее решении? Если хотите решить, тогда формулируйте конкретные задачи и конкретные мероприятия.

По поводу ценностей. Опять же, есть очень сложные вещи, например, вопросы веры. Здесь каждый сам ищет свой путь. Находит или не находит - это уже другой вопрос. Но есть и механизм, который уже опробован, несмотря на то, что я работаю в банковской сфере, я уже десять лет имею непосредственное отношение к проектам социальной направленности, в том числе и к проекту «Частная школа». Поэтому я немножко знаю, что в школах происходит, не только как папа, но и как попечитель. Тут та же самая простая ситуация: нет никаких общих установок от государства, как это было в советское время.

Все установки дети приносят от родителей, из семьи и заимствуют их из СМИ. При этом у нас школа сертифицирована по системе международного бакалавриата. Если коротко сказать, эта международная система предусматривает, что с 3-х до 16-17 лет ребенком занимаются и формируют его систему ценностей. Например, прививают ему толерантность к другим культурам, языкам, открытость, общение, доброжелательность и так далее.

Мы, например, несколько лет занимаемся тем, чтобы пробить введение международного бакалавриата в России. В свое время я даже с министром об этом говорил. Вот это конкретная задача, и для ее решения не надо ничего придумывать, а можно использовать уже имеющиеся наработки. И тогда дети у нас с 3-х до 16-17 лет не останутся предоставленными сами себе.

Если мы рассматриваем роль масс-медиа, роль кино, то возьмите пример Америки. Мы же прекрасно знаем, что формирование американского народа в последние десятилетия происходило при активном участии так называемого «муви», которое формировало образ героя, систему ценностей. Значит в программе должен быть четкий алгоритм - чего мы должны потребовать, как это финансируется и так далее.

Либо программа по формированию системы духовно-нравственных ценностей будет ни о чем, либо она станет набором конкретных проектов, включая законодательные акты, в том числе и систему запретов.

А если программа будет разработана, то кто будет контролировать ее выполнение? И будет ли достаточно мощной система взаимодействия с теми людьми, которые принимают в нашем государстве решения? Либо мы структурируем задачи и сформулируем их в виде конкретных проектов, либо мы будем вот так собираться годами и произносить одно и то же в виде заклинаний.

Прохорова Елена Дмитриевна, главный редактор «Нового литературного обозрения»:

Следует смотреть правде в глаза, произошло столкновение двух общественных моделей. Мы все вышли из советского общества – общества очень жесткого, тоталитарного, с определенным способом управления и решения проблем, со своей системой ценностей. Поэтому все должны понимать, как легко создать порочный механизм, как легко превратить проблему нравственного воспитания в удавку для общества. Можно очень быстро скатиться к банальной цензуре, которая будет осуществляться непонятным количеством людей непонятного образования и, может быть, сопровождаться потоком скандалов.

Взять хотя бы вопрос о том, как реагировать на то или другое произведение искусства. Можно обругать его в печати и сказать, что это плохо, а можно привлечь авторов к суду. Сейчас к суду привлекают достаточно часто, но каких-то четких критериев для того, чтобы определить, где радикальное искусство, где порнография, а где еще что-то – ни у кого нет. Как нам оценивать дискуссию на телевидении, когда, например, на одну и ту же передачу приглашаются и жертва ГУЛАГа и, так сказать, вохровец? Нравственно это или безнравственно? На это нет ответа, потому что, на самом деле, наше общество не выработало каких-то элементарных критериев для оценки подобных вещей.

Как отличить свободомыслие от аморальности? Всегда ли нужно, например, предоставлять право голоса насильнику? Одни говорят, что у нас демократия и потому все можно, а другие говорят, что это аморально.

Мне кажется, мы никогда не сможем найти какие-то точки опоры, если не сформулируем для себя тот образ общества и государства, который был бы для нас желателен.

Собственно, мы готовим детей, учим их в школах, в институтах – но для какой страны? Кто должен получаться «на выходе»? Если, например, солдат, тогда нам нужно строить милитаризированное государство, в котором воспитание, образование, система ценностей будут выстроены соответствующим образом. Если же мы готовим людей для открытого общества, людей, которые будут жить в глобальном мире, свободно перемещаться через границы, то для этого нужна совсем другая система ценностей, другое образование, другое воспитание. Можно, конечно, приводить и другие модели. Но вот именно здесь – на уровне моделирования - у нас все время происходит сбой.

С одной стороны, у нас вроде бы одобрена частная инициатива. С другой стороны, она всегда под подозрением. Почему у нас врачи и учителя - уважаемые люди, хотя хороших учителей и врачей, как мы знаем, раз-два, и обчелся? Их, может быть, значительно меньше, чем успешных бизнесменов.

Имеет человек право ездить на хорошей машине или не имеет права? Имеет право быть очень богатыми или же нет? Каким образом общество к этому относится? Вот, богатый человек приехал на своей яхте. Почему это сенсация? Разве в этом есть что-то незаконное? СМИ эту ерунду могут обсасывать неделями. Наверное, тут есть своего рода социальная зависть. Конечно, нехорошо хвастаться своим богатством, но это же вопрос этики, а у нас это сразу переводится чуть ли не в разговор о необходимости наказания.

Главная проблема в том, чтобы понять, какое общество мы хотим увидеть, для какой цели мы готовим людей. 30 лет назад у нас сажали за то, за что нынче награждают, как Райкин еще говорил. Когда-то очень добродетельными считались те люди, которые во имя идеологии закладывали собственных родителей, за этим тоже стояла своя система ценностей. Такие поступки приравнивались, чуть ли не к подвигу, ими можно было гордиться. Сейчас же мы сильно изменили точку зрения и считаем их преступлением.

Мы смотрим на общество с точки зрения интересов человека, личности или смотрим с точки зрения государства? Вот 30 лет назад государство превалировало над личностью. Ради государства с личностью можно было сделать все, что угодно. Та система ценностей, над который мы собираемся работать, она будет ориентирована на что? На неприкосновенность отдельного человека, на уважение к его личности? Или же возобладают интересы государства?

Я хочу подчеркнуть, что это абсолютно разные модели ценностей, государственных интересов, прав личности и т. д. И вот именно здесь, я боюсь, в нашем обществе существует очень сильная недоговоренность, поэтому над этим стоило бы серьезно работать, чтобы понять, какую систему координат нам дальше выстраивать.

Кузнецова Ирина Леонидовна, председатель правления «Нефтехимбанка»:

Если мы объявляем о дискуссии, то наверное, было бы правильно инициировать проведение в нашей стране широкого социологического опроса - силами профессиональных структур и с опорой на уже существующие исследования и заключения. Всем фактам и цифрам должна быть дана профессиональная оценка, должны быть изучены и поддержаны те процессы по возрождению национальных духовных ценностей, которые уже идут в наших регионах, чем, наверное, мы отличаемся от многих стран.

На мой взгляд не совсем корректно звучит «новая система ценностей». Я думаю, что не надо создавать новую систему ценностей, правильнее было бы направить нашу работу на возрождение традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей. Собственно говоря, это возрождение уже идет, и ничто так не сближает многонациональный российский народ, как «любовь к родному пепелищу».

Что касается молодежи, то не все так плохо. Мы все время вспоминаем про поколение 90-х - потерянное поколение «икс», как мы их называли, поколение без ценностей. Но сейчас на сцену выходит новое поколение - те, кому в 1991 году было 8 лет, а в 1998 – 15. Это поколение, так сказать, «семейных карьеристов». Потому что, по данным социологических исследований, 45% респондентов, принадлежащих к этому поколению, во главу угла ставят именно семейные ценности, образование, профессионализм, а ориентированность: «хочу сейчас и все сразу, и деньги вперед» - была больше присуща поколению 90-х.

Мы обязательно должны работать вместе с молодежью, потому что проблему «отцов и детей» никто не отменял, она вечная. Нам следует посмотреть на существующие проблемы их глазами.

Шевцов Владимир Иванович, генеральный директор Российского научного Центра восстановительной травматологии и ортопедии им. Академика Елизарова, г. Курган:

Я хочу привести пример из жизни нашего Центра, где существуют курсы для иностранных специалистов. Как-то раз к нам приехала группа англичан, с которыми нам не удавалось установить контакт. Думаем: в чем дело? Вывезли их на лоно природы. Как положено по русскому обычаю – угостили, рюмочку налили, пошли мы с водителем группы вдоль озера.

Я спрашиваю:

- Слушай, в чем дело? Почему вы все такие скованные, не хотите с нами никак общаться?

Он отвечает:

- О, ты бы знал, как нас провожали из Лондона. Нам дали напутствие – держитесь вместе, будьте осторожны, в России голод и там, человекоедение присутствует.

А это был 1994 год.

После совместного пребывания на природе, я снова спросил: - А какое у вас о нас сложилось впечатление?

- Да вы самые душевные люди. Мы таких людей, вообще, нигде не встречали.

А через год я был в Лондоне. Как нас там встречали! Мэр Лондона, высокое представительство города собрались в аэропорту. 25 карет, оркестр. Встречали, как национальных героев. Это к вопросу о том, как мы представляем свою страну, и как к ней относятся.

Кириллова Татьяна Ивановна, генеральный директор Российской трансконтинентальной финансово-промышленной корпорации:

Богатство богатству рознь. Есть богатство, заработанное умом и талантом, есть богатство, подаренное по наследству, а есть богатство просто сворованное. Поэтому отношение к каждому из этих видов богатства разное у народа, и это совершенно не говорит о зависти или не зависти.

Формирование системы духовно-нравственных ценностей, безусловно, должно идти от постулата веры, веры православной, веры католической, веры мусульманской и т. д. Проблема в том, что по-настоящему духовно зрелых людей не так уж много, причем не только у нас в стране, но и в мире в целом. Подавляющее же количество людей живет сообразно своей эгоистической породе.

Я очень много времени занимаюсь благотворительностью. Если брать в процентном соотношении с доходом моей компании, то процентов 30 у нас уходит в различные проекты. Апеллируя к внутреннему «эго» человека, надо разработать рекламную продукцию, которая будет провозглашать нравственные и духовные ценности, и делать человека, который исповедует такие ценности - модным, современным, популярным.

Почему у нас гламур популярен? Потому что он стал модным. Почему дети надевают розовые юбочки и слушают музыку? Потому что это модно, потому что это популярно. Если же мы сделаем популярным человека нравственного, человека правильного, если об этом будут говорить с экранов телевидения, если об этом будут сниматься фильмы: документальные, художественные, мультипликационные, вот тогда у нас что-то сдвинется с мёртвой точки. Почему была мода на сталеваров? Потому что их показывали на киноэкранах, о них писали в газетах, ради них проводились собрания трудовых коллективов. Вот на выпуск такой продукции государство должно выделять определённую бюджетную статью.

Кроме того, должен существовать запрет на демонстрацию в СМИ безнравственной продукции. В других странах ведь есть запрет на продукцию, которая пропагандирует какие-то недопустимые вещи, и они не бояться показаться закрытым обществом. Те же Норвегия и Франция, например, которые до определённого времени запрещают показывать по телевидению те или иные фильмы. Но! Не цензурой надо все это запрещать, а силой общественного мнения, которое будет высказываться и с экранов, и на страницах газет и журналов.

Самое главное, на мой взгляд, это то, что есть два важных мотивационных центра, к которым можно апеллировать и на которых можно сыграть при формировании духовно- нравственных ценностей нашей молодёжи. Это, пусть слово не покажется страшным, эгоизм, то есть личная заинтересованность субъекта в чём-то совершенно конкретном, полезном для него, и стремление быть модным и современным. Если мы введём моду на здоровый, нравственный, духовно богатый образ жизни современного человека, то молодежь будет стремиться соответствовать этим стандартам.

Фонарёв Дмитрий Николаевич, президент Национальной ассоциации телохранителей России:

Рано или поздно, но мы, участвующие в этой дискуссии, должны написать то, что мы говорим и то, что думаем. После чего отправить эти мысли руководителю рабочей группы. После этого необходимо подключить экспертов, которые найдут рациональные зёрна в наших предложениях. В итоге, будет выработана концепция, те же эксперты нам помогут наметить пути ее реализации. Далее следует разработка программы и представление ее на высоком государственном уровне.

После того, как будет принято решение о реализация этой программы на государственном уровне, подключены соответствующие ресурсы, при Общественной палате необходимо создать комиссию или комитет, который будет мониторить реализацию программы через СМИ.

Жук Максим:

Любое формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России, наверное, будет начинаться с молодёжи, и далее уже охватывать людей более старшего возраста. Поэтому, безусловно, нам хотелось бы на этой базе, и на базе этой программы, встретиться с представителями Госдумы, в том числе, молодёжного движения Госдумы.

Козлов Виктор:

Я считаю, что очень важный вопрос, связанный с молодёжью – это их отношение к родителям. Потому что, если молодёжь уважает родителей, то она будет жить по их принципам, по принципам, может быть, того строя, который был создан и в Советском Союзе. Я не считаю, что он в целом был очень плохим, существовавшие, например, идейные принципы были интересными и очень важными. Несколько слов по поводу нашего общества. Как сказал Конфуций, в богатых странах стыдятся бедности, а в бедных - богатства. Поэтому нам надо посмотреть, к каким странам мы относимся. Мне кажется, что мы идём в правильном направлении, потому что, если сравнивать 90-е годы и сегодняшнее время, можно сделать вывод, что жизнь уже нормализуется, но работы ещё очень много.

Вилова Наталья Ивановна, член Общественной палаты РФ: Я являюсь директором музея изобразительных искусств, и хочу выразить своё тем, что, может быть впервые в жизни мы обсуждаем проблемы духовно нравственного воспитания не среди педагогов и работников культуры.

Я хотела бы обратить внимание на то, что сегодня мы, как граждане своего общества, ещё очень необразованны, ведь мы толком не знаем, какие права мы имеем, как мы можем себя защитить, а без этого знания полноценное становление человека, как духовно-нравственной личности, невозможно. И потому, я считаю, гражданское образование должно занять соответствующее место в программе формирования духовно-нравственных ценностей новой России.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Польская фирма представила фигурки советских солдат в виде мародеров

  • Ирина Великанова

    26.09.2020

    Ирина
    Великанова

    «В последнее время скандалы, связанные с польской политикой памяти в отношении истории Второй мировой войны уже набили оскомину – так регулярно они происходят»

  • Елена Цунаева

    26.09.2020

    Елена
    Цунаева

    «Есть и другое явление: многие польские граждане помогают в поисковых работах, организуют захоронения советских солдат, помнят и чтут подвиг солдата-освободителя»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться