RSS Eng

RSS

ѕечать

«ј—≈ƒјЌ»≈ –јЅќ„≈… √–”ѕѕџ ѕќ ѕќƒ√ќ“ќ¬ ≈ Ќј÷»ќЌјЋ№Ќќ… ѕ–ќ√–јћћџ Ђ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —»—“≈ћџ ƒ”’ќ¬Ќќ-Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈… Ќќ¬ќ… –ќ——»»ї

√орбулина »рина ¬€чеславовна, член ќбщественной палаты –‘, руководитель рабочей группы по подготовке национальной программы «‘ормирование системы духовно-нравственных ценностей новой –оссии»:

”важаемые коллеги, мы сегодн€ переживаем очень непростое врем€, и те задачи, которые определила наша рабоча€ группа еще на первом своем заседании, сегодн€ как никогда актуальны. Ћюди разочаровались в идеалах общества или цивилизации потреблени€, что подтвердил обрушившийс€, в том числе, и на нашу страну мировой финансовый и экономический кризис, который затронул практически все сферы нашей жизнеде€тельности.

–осси€ неоднократно переживала серьезные испытани€ и потр€сени€, в 20-м веке ее лихорадило от войн, революций и сомнительных реформ, и мы знаем цену людским волнени€м и вспышкам социальной напр€женности, поэтому снова пришло врем€ решить задачу достойного вывода нашей страны из кризисной ситуации, €вив всему миру, как это было неоднократно, примеры высоких духовных и нравственных идеалов, Ќа первом заседании рабочей группы € рассказывала об исторической дл€ мен€ встрече с ныне покойным ѕатриархом јлексием, котора€ состо€лась год назад. ¬ то врем€ не отступали сомнени€ по поводу целесообразности де€тельности по формированию системы духовно-нравственных ценностей, когда приоритетными были вопросы экономического подъема государства за счет нефтедолларов, пополн€вших российскую казну, потребительских запросов граждан, мечтающих о престижных машинах, модной одежде и вкусной еде. »менно тогда ѕатриарх помог справитьс€ с замешательством в планировании де€тельности по духовному и нравственному возрождению нашего общества, не только подтвердив актуальность данной темы, но и определив стиль работы через формирование общероссийской дискуссии.

ѕоэтому наша рабоча€ группа включила в себ€ представителей самых разных профессий и сфер де€тельности, а, в целом, людей, которых действительно волнует то, что будет с нашей страной в ее ближайшем будущем. ¬ св€зи с этим, в нашем коллективе были определены отраслевые направлени€ или секции, такие, как государственное управление, безопасность, образование, средства массовой информации, молодежь и другие.

Ќаша многопрофильна€ рабоча€ группа провела р€д круглых столов и заседаний, в том числе, в регионах –оссии, реализовала несколько интереснейших проектов, определила план работы на ближайшее врем€ и подготовила важнейшие материалы дл€ их дальнейшего распространени€ среди росси€н.

¬ нашей работе активное участие принимает заместитель министра культуры јндрей ≈вгеньевич Ѕусыгин, который на первом заседании подн€л вопрос о необходимости попул€ризации новых героев –оссии. ƒанна€ иде€ нашла свое отражение в разработанном журналистами второго канала телевидени€ проекте под условным названием «–осси€нин года». ћы предполагаем, что эта программа будет интересной и долгосрочной, а также обеспечивающей прочную обратную св€зь с населением через проведение разносторонних дискуссий. ¬месте с этим, тему духовно-нравственного возрождени€ общества планируетс€ освещать не только на телевидении, но и в других средствах массовой информации, включа€ »нтернет, где идет разработка специализированного сайта о де€тельности рабочей группы и актуальных вопросах, затрагивающих и волнующих наших соотечественников.

¬ насто€щее врем€ осуществл€етс€ подготовка печатного издани€, сборника материалов о рабочей группе, включающего стенограммы всех меропри€тий, статьи и отдельные выступлени€ наших коллег. ѕопул€ризаци€ в —ћ» де€тельности рабочей группы, освещение актуальных и проблемных вопросов духовно-нравственного возрождени€ общества, а возможно и создание в ближайшем будущем общественных советов по контролю за информационными потоками и их содержанием, может быть восприн€то отдельными непосв€щенными лицами, как наступление на свободу слова и нарушение общепризнанных мировым сообществом демократических норм права. Ќо, если более детально подойти к изучению зарубежного опыта в вопросах распространени€ информации в —ћ», то, например, во ‘ранции, ¬еликобритании и —Ўј содержательна€ часть телевизионных программ регулируетс€ законодательством, а с помощью общественных организаций или советов осуществл€етс€ контроль за тем, что выходит в телевизионный эфир.

ѕомимо вышеуказанного, рабоча€ группа начала проводить мониторинг реализации региональных программ и проектов, направленных на духовно-нравственное развитие населени€ в субъектах –оссийской ‘едерации и отдельных муниципальных образований. ƒанна€ работа позволит подтвердить актуальность поставленных задач, вы€вить наших единомышленников в регионах и мультиплицировать опыт российской глубинки на территорию нашей страны.

“рубецкой јлексей ёрьевич, президент консалтинговой корпорации «Ќовоком», член Ёкспертной группы  омиссии ѕрезидиума √енерального совета ¬сероссийской политической партии «≈дина€ –осси€» по программным и идеологическим вопросам, доктор психологических наук:

Ќынешн€€ ситуаци€ в –оссии, с ее духовно-нравственной системой и видением будущего страны – это следствие нескольких процессов, происходивших в мире и в –оссии во второй половине ’’ века. ¬ частности, можно выделить две проблемы, повли€вшие на то, что сегодн€ –осси€ фактически оказалась страной без духовно-нравственной системы.

— одной стороны, произошедшее объ€сн€етс€ общим кризисом рационализма и линейной модели прогресса во второй половине прошлого века, кризисом рациональной науки, зашедшей в тупик, и основанной на вере во всевластие ее мировоззрени€.

Ётот кризис стал очевиден далеко не сегодн€, однако к этому времени вера в технологический прогресс и в возможности экстенсивного развити€ человечества подменила веру духовную, причем основные надежды св€зывались с выходом человечества в космос, где и должно было продолжитьс€ экстенсивное развитие техногенной цивилизации западного типа. Ёто особенно видно на примере научной фантастики, как зарубежной, так и советской. Ѕлиже к концу ’’ века вы€снилось, что масштабный выход человечества в космос – это скорее утопи€, что, кстати, оп€ть раньше всего уловили как раз те же фантасты, такие как брать€ —тругацкие, Ћем, јйзимов и другие. »менно они убедительно показали, что экстенсивное развитие даже с выходом в космос глубинных проблем цивилизации и человечества отнюдь не решает, вспомним хот€ бы роман «“рудно быть богом».

 ризис технократического проекта, линейного понимани€ прогресса охватил весь развитый мир, однако именно дл€ ———– он оказалс€ наиболее болезненным. », пожалуй, можно сказать, что как раз это, а не столько объективные недостатки социалистической системы, €вилось основной причиной краха огромной страны. ѕоскольку дл€ мобилизационной экономики, которой, по существу, и €вл€лась экономика —оветского —оюза, отсутствие глобальной великой цели было губительно.

—оветский строй умер не тогда, когда началась перестройка, а тогда, когда вместо масштабной духовной цели построени€ «светлого будущего» в рамках всей планеты, а потом и дальше, начали ставить материальную цель «повышени€ уровн€ жизни советского народа». —тремление догнать «развитые» страны по тем же критери€м, которые задавались ими самими, заведомо поставило ———– и его элиту в роль ущербных, догон€ющих, что способствовало в конечном итоге краху всей системы.

¬тора€ главна€ проблема (которую можно назвать онтологической) заключаетс€ в том, что заимствованный российской элитой 90-х годов XX века ультралиберализм в принципе не предполагает ни образа будущего, ни образа прошлого, ни св€занной с ними какой-либо духовно-нравственной системы.

“е времена были ознаменованы отречением от всего, что св€зывало с коммунистическим прошлым, особенно духовными ценност€ми коммунизма. Ќо либеральные ценности не могли заполнить то пространство, которое образовалось после «изгнани€» советских идеалов, которые в свою очередь, подменили ценности дореволюционной –оссии, и как следствие этого нова€ волна недовольства народа.

¬ этот период отчетливо видна «поискова€» активность людей, и искали они духовно-нравственную систему, в которой есть пон€тные критерии и ориентиры, систему, на которую можно оперетьс€, без которой человек не может осознавать себ€ человеком. » совершенно закономерно, что в это врем€ царили революционные, «прогрессистские» настроени€, поскольку они давали хоть какую-то опору и образ будущего.

“ак, с точки зрени€ «прогрессистов» (революционеров) будущее воспринимаетс€ как «проект», формируемый произвольно с любой заданной точки, и в этом состоит их духовна€ платформа и сила. ѕри этом получение исходного «сырь€» дл€ строительства «прогрессистского» будущего происходит за счет разрушени€ объектов действительности. ƒл€ прогрессиста (особенно в ее радикальной марксистской ипостаси) прошлое не имеет онтологической ценности - это всего лишь сырье дл€ проекта будущего, ради построени€ которого можно пожертвовать всем – и прошлым, и насто€щим. Ѕудущее воспринимаетс€ прогрессистом как однородное пространство, которое с опорой на гуманитарные технологии можно наполнить любым содержанием. ѕримеры хорошо известны: ———–, —еверна€  оре€, страны ¬осточной ≈вропы и т.д. Ќа смену революционным настроени€м, которые лишь на врем€ позволили заполнить духовно-идеологический вакуум, вновь пришли уже упом€нутые либеральные, но уже в более сдержанной форме. ≈сли обратитьс€ к либеральной идеологии, то становитс€ €сным, что она, по сути, отказывает в существовании и прошлому, и будущему, и главное духовности как основе развити€. » не случайно  арл ѕоппер в своем «ќткрытом обществе» ополчаетс€ и на консерваторов (признающих вечное бытие и вечную актуальность прошлого), и на прогрессистов, отказыва€ им в будущем. Ћиберализм напоминает буддистский взгл€д на вещи, согласно которому бытие есть иллюзи€, тонка€ пленка, наброшенна€ на ничто. Ќо в либерализме это понимаетс€ конкретно и приземлено – не по отношению к индивидуальному сознанию, а по отношению к обществу в целом. “о, что мы видим и чувствуем в данный момент – это есть. ј прошлое и будущее - это искусственна€ (и поэтому всегда спорна€) реконструкци€.

ј потому говорить о духовной платформе в рамках самой либеральной философии на самом деле бессмысленно и спорно. »менно поэтому либеральные ценности, как уже говорилось выше, не в состо€нии в полной мере зан€ть духовно-нравственное пространство русского человека.

 онсерватор же смотрит на будущее, на прошлое и на духовность иначе. ¬о-первых, консерватизм исходит из того, что прошлое есть – оно не хорошо и не плохо, оно просто есть. ј потому дл€ консерватора возврат в прошлое возможен и даже в определенных случа€х желателен. ¬ свою очередь будущее неразрывно св€зано с прошлым и насто€щим, потому что проект будущего опираетс€ на уже имеющийс€ фундамент. ќдновременно будущее воспринимаетс€ консерватором в органических категори€х – как растущее дерево, как развивающийс€ скелет (что по сути и €вл€етс€ системой духовно-нравственных ценностей), что предполагает ограниченность вариантов развити€ и невозможность их произвольного превращени€ один в другой. ѕопытки неорганичного развити€, то есть оторванного от фундамента и не имеющего отношени€ к природе «проекта» оцениваютс€ консерватором как «мутаци€» или, говор€ €зыком Ћьва √умилева, «химера», «вывих». ѕри этом духовность воспринимаетс€ как неотъемлема€ часть прошлого, насто€щего и будущего, котора€ была всегда и €вл€етс€ опорой всему, особенно в –оссии.

¬ысказыва€ свое мнение относительно прогрессистов и консерваторов, ”инстон „ерчилль ( онсервативна€ парти€ ¬еликобритании) остроумно заметил, что тот кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, а кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума. Ёто высказывание €рко демонстрирует духовную платформу и «моральную зрелось» двух представленных течений: у прогрессистов – вера в построение будущего (духовна€ платформа ими конструируетс€ именно в процесс его построени€), а у консерваторов – духовна€ платформа есть константа, котора€ просто есть, и без ее учета и понимани€ нельз€ построить будущее.

—егодн€ весьма распространено скептическое отношению к будущему, что €вл€етс€ пр€мым наследием либеральной философии. ј если нет будущего, то «живи сегодн€шним днем». ≈сли будущего как такового нет, нет как цели, как самоцели, то тер€ть, собственно говор€, нечего, и свер€тьс€ не с чем. ј сейчас не так уж плохо. ѕо крайней мере, дл€ тех, «кто успел». ¬ тоже врем€ консервативные вли€ни€ в большей степени выражаютс€ в том, что мы наконец стали больше понимать и признавать свое прошлое, в том числе и советское.

¬ результате вли€ни€ всех этих факторов –осси€ оказалась страной без синтезированной системы духовных устоев, попала в ситуацию духовной «раздробленности», где с одной стороны довлеют вновь возраждаемые и декларируемые православные ценности, с другой стороны ценности материальные, конкретные, которые сегодн€ считаютс€ даже более прогрессивными и современными - «Ѕабло побеждает зло».  ак следствие мы получили «мозаику», где причудливым образом соседствуют друг с другом духовно-моральные представлени€ коммунистической эпохи, неразвившиес€ зачатки либерализма и воскресающа€ православна€ вера.

Ёти «куски» дезорганизуют и вызывают «брожение умов», подталкива€ на поиск истиной духовной платформы и часто этот поиск уводит людей в другие страны: на буддистский ¬осток, цивилизованную ≈вропу или демократическую јмерику.

ќбраз духовно-нравственной системы должен формироватьс€ в процессе диалога, в процессе обсуждени€ в обществе места и роли –оссии в мире, в ходе дискуссий о том, чего мы (власть и общество) хотим добитьс€. ѕричем инициатива должна принадлежать именно власти, поскольку она формулирует сегодн€, нравитьс€ нам это или нет, общие рамки данного обсуждени€. Ќаша элита на данном этапе по-прежнему, к сожалению, не способна стать духовным лидером. ѕричем если говорить об элите, то причин тут много: инерци€ либерализма и отсутствие до недавнего времени соответствующего заказа со стороны власти, да и трусость самой элиты.

Ћегитимность власти в –оссии всегда основывалась на наличии некоторой задачи, котора€ должна быть идеальной по своей сути и своему божественному (духовному) происхождению. ѕоскольку прагматичные формулировки, достижени€ четко обозначенных материальных ценностей, предполагают рациональное их воспри€тие, при котором неизбежно по€вление множества частных трактовок задачи, не говор€ уже о том, что и возможность ее достижени€ может быть поставлена под сомнение. ¬ то врем€ как задача сакральна€, идеальна€ не может подвергатьс€ сомнению ни со стороны элиты, ни со стороны общества в целом. ќна предполагает служение, а не исполнение об€занностей.

¬ заключение, хотелось бы указать на основные смысловые аспекты государственной идентичности, которые могли бы, по нашему мнению, лечь в основание духовного развити€ новой –оссии. ѕервый аспект, воспринимаемый очень болезненно - это русское и носители русского. «–усское», также как и «американское» или «французское», давно уже не €вл€етс€ только прилагательным к конкретному этносу, это характеристика определенной культурно-политической, цивилизационной системы. Ќациональна€ идентификаци€, в основе которой лежала обща€ культура, €зык, историческа€ судьба и вероисповедание, более трехсот лет было основанием могущества многих стран «ападной ≈вропы. Ќынешнее увлечение мультикультурализмом, распространенное в —Ўј и ≈вропе, и разрушающее основани€ государственного и национального единства, рано или поздно поставит цивилизованный мир на грань катастрофы – есть ощущение, что после парижских событий 2007 года понимание угрозы приходит в головы западной политической элиты. Ќо в –оссии вопрос о возвращении к принципам национальной идентификации даже не стоит в повестке дн€ – в нашей стране около 100 лет назад формирование национальной идентичности было приостановлено и заморожено. ѕоэтому дл€ будущей элиты ключевой задачей может быть реабилитаци€ фактора «русскости» как основани€ дл€ формировани€ национальной и государственной идентичности. ѕрежде всего, возможна трансформаци€ известного лозунга «–осси€ дл€ русских» в лозунг «¬ –оссии все русские». Ёто путь от неуместной и нежизненноспособной философии национального этнократизма к идентификации национального суверенитета. Ћозунг « ¬ –оссии все русские» - это не за€вление «¬ –оссии не живут татары или другие народы», это утверждение, что «¬ –оссии не живут американцы» и «–осси€ – это не ≈—». ¬оспри€тие же национальных отношений русских и других народов –оссии осуществл€етс€ в рамках совершенно иной идеологемы и мифологемы – мифологемы «союза», союзнических, дружеских отношений, котора€ определ€ет всю историю национального расширени€ –оссии. –усское должно быть установлено как достоинство, а не как «клеймо позора». ƒл€ власти же «русское» как стратеги€ сбережени€ суверенитета –оссии, а не приверженность неким наднациональным ценност€м, может стать основанием дл€ целепологани€ развити€.

—ледующий аспект нашей государственной идентичности, св€зан с территориальным расширением «русского мира», который отражает в себе мифологему свободы в русском человеке, определ€емую и осознаваемую через расширение и освоение пространства. ¬ насто€щее врем€ –осси€ вместе с кризисом свободы переживает кризис освоени€, причем освоени€ собственного внутреннего пространства, периферийных территорий. ѕричем жестче всего это сказываетс€ на основном пространстве русского освоени€ – —евере и ƒальнем ¬остоке. ѕотер€ ёга в результате последних потр€сений - губительна, но еще более губительно исчерпание сил в освоении —еверо-¬остока, который €вл€етс€ одновременно и основой и демонстрацией могущества государства российского, и внутренней силы дл€ быти€ русского народа. ѕоэтому восстановление потенциала мирной экспансии, направленной на «освоение нового, причем собственного, пространства» в широком смысле этого слова, и в том числе северных территорий, может стать и становитс€ базовой парадигмой дл€ новой элиты, дл€ будущего –оссии.

≈ще один важнейший аспект государственной идентичности – это справедливость как базова€ ценность нашего общества. ¬ процессе разрушени€ «старой» –оссии сложилс€ острейший дефицит справедливости, а потому дл€ предотвращени€ еще одной социальной революции необходимо найти способ удовлетворить эту базовую дл€ русского сознани€ потребность. »наче, неудовлетворенный спрос на справедливость и традиционно радикальные способы его удовлетворени€ могут привести –оссию к еще одной «загогулине».

Ќеобходимой материальной предпосылкой достижени€ справедливости, формировани€ общественного договора между государством, обществом и бизнесом может стать мощный экономический рост, сопровождаемый еще более мощным пор€дковым ростом капитализации активов. “аким образом, не за счет экспроприации, а за счет совместного участи€ в экономическом прорыве возможно мирным, неконфликтным путем построить институты, обеспечивающие такое распределение национального богатства, которое наш народ сможет признать приемлемым. » здесь важно определить пон€тный и легитимный с точки зрени€ общества механизм «распределени€ национального богатства» - по потребност€м, по труду, по сослови€м и т.д.

» последнее - целью вс€кой государственной политики, котора€ €вл€етс€ движущим механизмом национального развити€, €вл€етс€ усиление значимости и предсказуемости государства в глазах своих граждан и внешнего мира. —тепенью значимости или могущества определ€етс€ способность любого политического лица, группы, государства самосто€тельно (суверенно) принимать и реализовывать решени€. ‘актически это единственное основание суверенного существовани€ государства.

— другой стороны предсказуемость, опирающа€с€ на вн€тные ценности и принципы, позвол€ет гражданам планировать свою жизнь, не на год-два, а на дес€тилети€, без страха и с пониманием относитьс€ к нашей стране, нам за рубежом.

“аким образом, система духовно-нравственных ценностей необходима дл€ обеспечени€ предсказуемого развити€ государства в мировом пространстве. ‘орма общественного устройства и способы управлени€ могут оказатьс€ вторичными по отношению к решению этой основной политической задачи, и в разные моменты истории их пригодность была и может быть разной.

јгеев јлександр »ванович, генеральный директор »нститута экономических стратегий –јЌ:

Ѕуквально год назад мы, вс€ страна, думали, что находимс€ в глазе тайфуна, а это место, где тишь и гладь, в то врем€, как весь мир пребывал в этом ужасе. Ќадо сказать, что когда случилс€ известный тайфун в “аиланде, то единственна€ цивилизационна€ группа, котора€ бросилась навстречу тайфуну, была российской группой туристов, а, когда ћ„— предупредило о надвигающемс€ урагане в јвачинской бухте, то люди вместо того, чтобы подн€тьс€ в горы, спустились как можно ближе, чтобы посмотреть на это чудо земли.

–иски, которые поджидают весь мир, еще год назад были обозначены тыс€чей экспертов ƒавоса, и в этом году они подтвердились. »меют место не только обвал доллара, валютной системы и всевозможные дефолты, а огромную долю в этом объеме рисков занимают жара, засухи, всевозможные наводнени€, землетр€сени€, войны и т.д.. Ёто консолидированное понимание рисков будущего, а по шкалам оценки ущербов от них, получаетс€ стоимость потерь более, чем в сотни триллионов долларов.

¬ любом случае, есть очень жесткие, консервативные закономерности, первой из которых €вл€етс€ усложнение жизни, а самое главное, увеличение количества людей, которые через миграционные потоки осуществл€ют свое переселение. ѕричем эти новые, хорошо организованные людские массы, с особым типом мышлени€ и поведени€ мы будем физически ощущать на улицах наших населенных пунктов.

“ак или иначе, мы находимс€ в состо€нии, которое психологи называют «разорванные коммуникации». ѕодобна€ ситуаци€ не в первый раз возникает на нашей «емле, например, изгнание из ра€ – это ничто иное, как перва€ разорванна€ коммуникаци€, когда человек возгордилс€ и перестал понимать законы природы и заповеди Ѕога. ƒалее следовал ¬семирный потоп.

ѕрактически вс€ мирова€ истори€ искусства была посв€щена разорванным коммуникаци€м.  ак жить?  то мы такие? «ачем живем? ќткуда пришли?  уда идем? ƒаже понима€ причины современного кризиса, мы однозначно придем к тому, что это ¬авилонска€ башн€, или финансова€ ¬авилонска€ башн€.

≈сли обратить внимание на нравственную подоплеку этой катастрофы, то это не что иное, как бизнес на спиливании сука, т.е. фактически, бизнес и люди занимаютс€ тем, что подрывают фундаментальную основу своего быти€.

—ледует вспомнить, что многие ответы даны еще в древних мифах, и если обратить внимание на использование образа ћеркури€ в современной бизнес-символике, то нельз€ забывать, что ћеркурий – это в римской мифологии √ермес, он вор, плут и мошенник, а мы умышленно используем этот образ.

≈сли посмотреть, что такое наш духовно-нравственный потенциал, то иногда мы наивно полагаем, что в глубокой древности остались великие св€тые идеалы - —ергий –адонежский, —в€та€ –усь и т.д., но были и бесы со своей, присущей им духовностью.  огда, например, «юганов, говорит, что нужно возрождать духовность, то какую духовность он имеет в виду? ћы обнаруживаем, что в наших архетипах наход€тс€ 9 мощнейших архетипов: индивидуализм, соборность, общинность, от сечи, от вольности, от бюрократического элитного стереотипа, от авторитарности, корпоративности и т.д.. »сследовани€ по моделированию нашего прошлого и будущего показали, что существует цикличность 9 подсистем – культуры, религии, образовани€, науки, внутренней экономики, внешней экономики, систем управлени€ и т.д.. Ќаучные результаты показали, что мы никогда не поднимались ни экономически, ни в плане безопасности, пока первоначально не поднималась культура, искусство, религиозность, та сама€ позитивна€ духовность и конструктивность. ѕо 10-бальной шкале оценки развити€ стран у –оссии - тверда€ 6, оценка показывает наше величие, но вместе с ним несбалансированную мощь. ¬ ближайшие 10 лет нам предстоит либо укрепить это состо€ние сбалансированности, либо мы попадем в «двойку», а эта величина показывает распад страны и многочисленные бедстви€.

–езультаты моделировани€ показали, что в случае отсутстви€ глобальных и очень серьезных войн мы сможем вырасти и преодолеть те жуткие ощущени€, которые у нас сейчас возникли из-за кризиса. ¬ свое врем€ √оголь сказал, что нам необходимо базу нашего духовного прошлого совместить с задачами на будущее, и мы видим, насколько широк и духовно богат наш человек. ¬ нем, конечно же, и јлександр Ќевский, который стал первым именем –оссии, и ÷иолковский, и даже »осиф ¬иссарионович —талин.

Ёти вопросы давно были поставлены и во многом разрешены нашим замечательным математиком и выдающимс€ ученым јндреем Ќиколаевичем  олмогоровым, у которого были мечты сделать доступными достижени€ математики и математически корректными достижени€ других наук.  огда еще в 1916 году  олмогоров пришел с одной своей исторической работой к своему учителю и показал, что в Ќовгороде платили не подушную, а подворовую налоговую подать, тот ему сказал: «¬идите ли, молодой человек, то, что в математике доступно, в истории не прин€то. Ќам нужно доказать эти тезисы не менее, чем п€тью способами».

ћежду тем, если мы посмотрим, как принимаютс€ сейчас решени€, в том числе в отношении нацпроектов, то мы увидим, что они принимаютс€, как правило, не на основе аргументов, а эмоционально. ѕоэтому без понимани€ сути дела мы выпускаем из детских садов, школ, университетов и других учебных заведений людей функционально и духовно неграмотных, практически непригодных к жизни, без интуиции процесса, мы воспитываем людей не креативными.

» особо важна€ вещь, иммунитет к чрезвычайности. ћы вступили в эпоху, когда веро€тность чрезвычайных ситуаций в созданных нами сложных системах, во всех военных, €дерных, технических объектах опасность настолько высока, что мы живем р€дом с фантастическими рисками.

Ќо, в любом случае, успокаивает одно, когда в 1934 году руководству нашей страны стало пон€тно, что без восстановлени€ и перепечатывани€ учебника математики  иселева 1914 года мы не сможем парировать проблему 1941 года, они были напечатаны в огромных количествах.  огда в 1956 году стало €сно, что без создани€ единой дл€ всей страны системы образовани€ мы ни на какие вызовы ответить не сможем, к концу 60-х годов у нас была лучша€ математика в мире.

ѕоэтому, безусловно, вызовы сложности гораздо серьезнее, чем мы даже иногда отдаем себе отчет, поэтому единственна€ наша надежда в том, что за последние столети€ накоплены многие достижени€, и наука к решению этих задач принципиально готова. ≈сли прочитать «ћертвые души» √огол€ и приложить к современному периоду, то все, что описано в книге, существует в нашей жизни. », кажетс€, как могла така€ страна, а действие у √огол€ происходит в 30-е гг. 19 века, не развалитьс€ уже в 50-60-е гг.? ќна развалилась позже, но снова возродилась, и в том, что, несмотр€ на такие типажи, мы все равно выживаем и имеем запасы на многие тыс€челети€ вперед, в этом есть наша велика€ тайна.

ѕригожин »осиф »горевич, ѕрезидент ѕродюсерского центра «Ќокс ћьюзик»:

ћы все врем€ говорим, что у нас проблемы, св€занные с переходом от коммунизма к социализму, от социализма к демократии и т. д., но решение этих проблем не обсуждаетс€. ƒело в том, что корень зла лежит в конкретных люд€х, которые не решают поставленные задачи, а ведь каждый должен заниматьс€ своим делом - строители строить, режиссеры снимать фильмы и т.д.

јнализ рынка шоу-бизнеса јнглии показал, что он закрыт дл€ всех иностранцев, пускают даже не всех англоговор€щих людей. „то уж говорить о –оссии. ¬се понимают, что русский €зык – богатый €зык, что у –оссии богата€ истори€, что у –оссии есть много хороших сторон, но дл€ того, чтобы преодолеть барьер непонимани€, необходимо все врем€ работать в этом направлении, ломать стереотипы того, что мы непон€тные люди дл€ иностранных партнеров. ћы любим рассуждать о демократии в јмерике, но там нет никакой демократии, а существуют совершенно конкретные группы людей с абсолютно конкретными интересами. ѕоэтому, мне кажетс€, что если писать программу по формированию системы духовно-нравственных ценностей, то начинать следует с работы со средствами массовой информации, которые целыми дн€ми, с утра и до ночи, нав€зывают обществу искусственные идеалы и лжеценности, отупл€€ его различными непрофессионально сделанными программами. Ќапример, телевидению, радио и газетам не интересно говорить или писать о музыке, журналистов интересуют исключительно скандалы или полуголые тела знаменитостей, а о достижени€х российских артистов они умышленно умалчивают. Ќикого не интересовало то, что певица ¬алери€ выступила на главной площадке јнглии вместе с группой «Simply Red», никто не хочет об этом писать - ни бесплатно, ни за деньги.

∆урналисты последнего поколени€ абсолютно безграмотные люди, за которых приходитс€ переписывать интервью или редактировать статьи. ѕрактикуютс€ даже такие вещи, когда на федеральных каналах телевидени€ запрещаетс€ показ отдельных российских исполнителей. ” нас очень много талантливых людей, но много ли о них пишетс€ в —ћ», например, что ƒмитрий ’воростовский с Ќетребко выступают в јнглии с концертом, на который все билеты проданы? »ли кто хочет писать о тех молодых исполнител€х, которых мы пытаемс€ найти в различных городах? ¬ продюсерский центр, который € возглавл€ю, приходит очень много талантливых людей, но осветить их творчество в —ћ» просто невозможно.

я не знаю ни одного государства, которое продавало бы свои средства массовой информации. Ћишь в последние несколько лет с приходом ѕутина стала каким-то образом мен€тьс€ ситуаци€ в —ћ», но при этом все равно американска€ пропагандистска€ машина вли€ет на всю территорию нашей страны. –азве –эп – это наше искусство? ќдурманивание общества идет через средства массовой информации, некоторые из которых созданы исключительно на иностранные деньги, поэтому необходимо создание общественных советов или комиссий по контролю за подачей информации в —ћ», чтобы развивать отечественную культуру и возрождать исторические духовно-нравственные ценности.

—урикова јлла »льинична, народна€ артистка –оссии, кинорежиссер: —егодн€, как никогда, нам нужен «герой нашего времени», причем не тот, которого искусственно создают средства массовой информации, а истинный герой по своей сути и внутреннему содержанию, поступающий по принципу, описанному еще –узвельтом: «делай, что можешь с тем, что имеешь, там, где ты есть».

“акой герой нужен и в кино, и на телевидении, и в прессе. Ќеобходимо превозносить не тусовщиков, перемещающихс€ с одного светского меропри€ти€ на другое с демонстрацией их нар€дов и украшений, а тех людей, которые на своем месте делают профессионально свое важное дело.

ѕоэтому, €, как руководитель небольшой киностудии «ѕозитив-‘ильм» и президент фестивал€ «”лыбнись, –осси€!», реализую несколько проектов, например, цикл фильмов «ѕровинциальные музеи –оссии». ¬ них рассказываетс€ не только о городах от  алининграда до Ўушенского, от ¬ельска до јстрахани, а речь идет о люд€х, которые преданы истории нашей страны, сохран€ют ее и бережно передают молодому поколению.

¬ этом году проводитс€ дес€тый фестиваль «”лыбнись, –осси€!», название которого может быть одной из национальных идей сегодн€. ¬ мире столько агрессии, конфликтов, недоброжелательства и нетерпимости, что € бы по всем улицам ћосквы развесила слова «”лыбнись, –осси€!», несмотр€ ни на что и вопреки всему. Ётот фестиваль создан дл€ показа комедий, он дарит люд€м хорошее настроение и улыбку. ¬месте с фестивалем проводитс€ и форум, который называетс€ «”лыбнись, –осси€, как национальна€ иде€».  роме того, есть желание возобновить болгарский фестиваль юмора, в котором должны принимать участие не только кинематографисты, но и писатели, художники, музыканты и другие, работающие на то, чтобы улыбка была одним из гербов на лице наших граждан.

 огда выходишь иногда из подземного перехода метро, вливаешьс€ в толпу и видишь лица росси€н, то становитс€ иногда неуютно, потому что все идут мрачные, сосредоточенные и грустные. ѕусть у американцев преобладает искусственна€ улыбка, но когда они встречаютс€ и показывают «cheese», то возникает совсем другое ощущение, побуждающее улыбнутьс€ навстречу.

¬ российском кино из-за нехватки финансовых средств многие проекты были приостановлены, поэтому мы придумали телевизионную программу «ќт «незавершенки» к «нетленке»», в рамках которой планируетс€ освещать незавершенные киноленты, причем на разных этапах, даже на уровне написани€ сценари€, с надеждой на то, что эти работы будут когда-то закончены.

Ќа мой взгл€д, было бы полезным создание телевизионной программы с участием людей разного возраста и профессий, высказывающих свое мнени€ о процессах, происход€щих в нашей стране, рассказывающих о проблемных вопросах во всех сферах жизнеде€тельности. ѕроектов, направленных на возрождение духовно-нравственных ценностей, а также расшир€ющих человеческий кругозор, можно реализовать огромное множество, например, русские литературные анекдоты 18-20 веков, перва€ любовь в творчестве литературных классиков, рассказы о русских женщинах, гениальные изобретени€, заповеди Ѕога, а также другие социальные программы.

–озовский ћарк √ригорьевич, народный артист –оссии, заслуженный де€тель искусств –оссии:

—уществуют статистические данные, что у нас в стране около 700 государственных театров, как это было в советское врем€.  онечно, есть еще и антрепризы, но сегодн€ посчитать, сколько их, крайне сложно, все театры уже 20 с лишним лет твор€т в бесцензурном пространстве и это колоссальное достижение нового времени. Ќо что происходит в этом бесцензурном пространстве с нашими театрами?  огда-то Ќиколай ¬асильевич √оголь сказал, что «театр – это така€ кафедра, с которой люд€м можно сказать много добра». “ак ли это сегодн€?  онечно, театр в новых услови€х, с одной стороны, возвысилс€, с другой, как мне кажетс€, очень и очень помельчал.

’удожники не нарадуютс€ тому, что они могут творить свободно, делать то, что вел€т им душа, совесть и талант. Ќо врем€ рыночных отношений предприн€ло атаку и на »скусство, введ€ его коммерциализацию, как основополагающий принцип новых дней. ѕеред всеми творцами без исключени€ встала первейша€ проблема, как выжить при этом диком капитализме, и наше государство не то, чтобы стало врагом культуры, а просто оказалось бессильным держать на загривке у налогоплательщика 700 государственных театров.

—егодн€ почти каждый театр переживает очень т€желые времена, прежде всего, идет огромное насилие со стороны бюрократии в культуре - выходит очень много запретительных актов, подактов, замечаний и согласований. “о есть, наш театр превращаетс€ в какое-то бюрократическое учреждение, и его же приравн€ли к бюджетникам, что повлекло за собой трудности с казначействами, тендерами, бесконечными запретами аренды и просто отъемом заработанных театром денег.

÷ензуры нет, зато есть давление на само существование и функционирование театров сегодн€, их €вно хот€т обанкротить и далее отобрать помещени€. ¬идимо, это кому-то необходимо. ¬о вс€ком случае, сегодн€ мы ощущаем €вную угрозу самому существованию государственных театров, поэтому деградаци€ в сторону антихудожественного примитива сделалась в таких услови€х весьма заметной.  роме того, идет подмена фундаментальных ценностей великого русского искусства, его человечности, как самой главной ценности.

Ѕуквально на этой неделе € получил документ из ƒепартамента культуры города ћосквы, в котором ƒепартамент просит ћосковское городское казначейство со 2 апрел€ 2009 года приостановить прин€тие новых бюджетных об€зательств, за исключением коммунальных платежей и расходов по заключенным государственным контрактам, по учреждени€м культуры городского подчинени€.

Ёто начало конца, разрушение нашего государственного театра, а, ведь, это сокровище нашей культуры, которого нет ни в одной стране мира. ѕри всех издержках, советского театра, были великие достижени€, великие мастера, великие произведени€ большого искусства.

ƒокумент ƒепартамента культуры города ћосквы фактически гласит о том, что государственный театр будет получать государственную поддержку только на оплату коммунальных услуг и дальше, а на создание новых спектаклей, ради которых театр существует, финансовые средства не предусмотрены. ѕри этом, из уст государственных мужей, облеченных большой властью, произнос€тс€ гарантии, что «сферу культуры, кризис не коснетс€. ¬ы, бюджетники, можете быть спокойны».

–еально еще то, что, когда нас приравн€ли к бюджетной сфере, не учли специфику организации театрального дела. ¬се бюджетники начинают получать государственные деньги в марте, но театр, как известно, испокон веков живет сезонами, а не с нового финансового года. ≈сли театральный сезон начинаетс€ в сент€бре или в окт€бре по всей стране, как можно заниматьс€ работой, не зна€, сколько поступит средств и в какие сроки?

–абота театра через казначейства сделала наш ежедневный труд совершенно невыносимым: устранение технических неисправностей, вывоз мусора и прочие повседневные проблемы, которые возможно решить лишь на конкурсной основе, став€т под угрозу постановку спектаклей и дальнейший просмотр их зрител€ми. ≈сли театральное искусство, заведенное в тупик, очень скоро по всей стране лопнет, это станет колоссальной катастрофой дл€ всей нашей культуры, поэтому следует срочно предпринимать какие-то радикальные меры дл€ спасени€ русского репертуарного театра.

¬ первую очередь, от имени рабочей группы, € призываю ќбщественную палату поставить вопрос перед √осударственной ƒумой, ћинистерством финансов, ѕрезидентом и ѕремьер-министром относительно того, чтобы, наконец, в нашей стране был прин€т нормальный закон о меценатстве, который может стать единственным спасением дл€ культуры в рыночных услови€х хоз€йствовани€.

ј пока нам самим приходитс€ изыскивать средства, и если что-то сдаетс€ в аренду, то не дл€ того, чтобы строить себе особн€ки, а дл€ обеспечени€ реальной работы в театре. Ќо и здесь, будучи государственным театром, деньги, заработанные на спектакл€х или вырученные за аренду помещений, которые, казалось бы, можно было пустить в дело, мы оп€ть-таки отдаем государству, а после этого снова просим их направить в театр. “аким образом, идет перекладывание средств из одного государственного кармана в другой.

“еатры у нас, как и люди, есть богатые, а есть бедные, есть театры-олигархи, которые процветают, а есть театры-бомжи, т.е. нищие. ѕо какой-то причине государственна€ помощь и гранты распредел€ютс€ прежде всего по солидным театрам, которые имеют 800-местные залы и продают свои билеты по 10 тыс€ч рублей. ј тем, кто нуждаетс€, молодым театрам или недостаточно большим, помощь оказываетс€ очень скупо.

≈ли в –оссии произойдет разрушение государственного театра, как института, это будет большой не только позор, это будет катастрофа всей нашей культуры.

√олодец ќльга ёрьевна председатель совета директоров ћ‘  « апитал»: ћне кажетс€, что сегодн€ наступил «час ’», поэтому нельз€ рассматривать отдельно проблему нравственности, как это у нас прин€то, и отдельно - финансовое обеспечение. ѕри этом считаетс€, что если мы наведем пор€док в одной сфере, то и в остальном у нас все само как-то собой сложитс€. ћне кажетс€, что такое презрительное отношение к экономике, финансовым ресурсам - это и есть высша€ степень безнравственности. ≈сли мы сегодн€ не участвуем в распределении благ, если мы, как гражданское общество, не определ€ем, куда идут средства и ресурсы нашего общества, это и есть нравственный коллапс. » нравственна€ позици€ сейчас подходит к некоторому своему тупику, потому что, если раньше у нас был бюджет с профицитом, то на следующий год, и это уже всем объ€влено, бюджет прин€т с дефицитом. ѕо€вились такие раны, которые не могут оставатьс€ незамеченными.

—егодн€, действительно целый р€д предпри€тий, сбрасывает темпы производства, идет сокращение персонала, растет безработица, что ощущаетс€ особенно в регионах, где работающие люди. составл€ют €дро нашего общества. ћы привыкли считать, что бедные в нашем государстве – это бомжи и пенсионеры. ј на самом деле самыми бедными €вл€ютс€ молодые мужчины, у которых на иждивении семь€ с маленьким ребенком, и если эти люди тер€ют работу, то это и есть самый насто€щий нравственный коллапс. ѕоэтому, сегодн€ определение экономической политики €вл€етс€ высшей нравственной задачей дл€ общества. ” государства безусловно есть финансовый запас, но об их распределении неизвестно.

—егодн€ на поддержку безработных государством выделено 44 млрд. рублей, но услови€ их использовани€ таковы, что меры государственной поддержки реализовать невозможно.

¬ насто€щее врем€ ни один губернатор не может использовать эти средства дл€ инвестировани€ в реальный сектор экономики, чтобы восстанавливать производство, начать строить заводы, фабрики, привлекать частный капитал, а также задействовать специалистов, которые наход€тс€ под рисками увольнени€. “аким образом, мы не движемс€ по программе «2020», о которой так много говорили, а изо всех сил пытаемс€ остановить безработицу.

’орошо, если цены на нефть вырастут, и мы снова будем получать привычную материальную поддержку. ј если нет? Ёто значит, что все те страны, которые сегодн€ очень четко проход€т период кризиса с конкретной стратегией и установкой на то, какими выйдут из кризиса, станут недос€гаемыми, а мы окажемс€ в хвосте со своим необновленным производством, необученным персоналом и системой перераспределени€ бюджетных средств, когда проблема нравственности не вли€ет на фактическое распределение этих средств.

—итуаци€ сегодн€ становитс€ очень критичной, поэтому де€тельность рабочей группы по формированию духовно-нравственных ценностей позволит донести эту проблему до людей, принимающих решени€, и изменить сегодн€шнюю ситуацию в обществе.

Ћариса  атышева, редактор телеканала «–осси€»:

ќдна из важнейших составл€ющих программы по формированию системы духовно-нравственных ценностей – это работа со средствами массовой информации. Ќе секрет, что телевидение и прочие —ћ» оказывают огромное воздействие на моральное состо€ние общества, но подчас руководители телеканалов отказываютс€ принимать во внимание ответственность перед аудиторией, воспринима€ зрител€ как покупател€, которому необходимо продать товар, и как можно дороже. “о есть, главной задачей стало привлечение потребител€ и выручка, то есть, рейтинг.

«ачастую продукци€, предлагаема€ телеканалам, оказываетс€ вредной дл€ морального, а значит и дл€ физического здоровь€ нации. ѕолучаетс€, что телевизионщики ведут себ€, как наркоторговцы - продают заведомо вредоносный товар, а зрители, подсевшие на кровь и насилие, его потребл€ют. ѕсихологи давно бьют тревогу. 70% того, что показывают по “¬, вредно дл€ психологического здоровь€, но воздействовать на телебоссов чрезвычайно трудно, и любую критику по поводу своих программ они воспринимают как покушение на свободу слова. “ака€ ситуаци€ требует вмешательства общественности, потому что —ћ» - это не просто бизнес, это именно средства массовой информации, а значит, степень социальной ответственности, сто€ща€ перед —ћ», несоизмеримо выше степени ответственности простых продавцов попкорна.

ћы предлагаем создать специальную комиссию при ќбщественной палате, в которую должны войти врачи, психологи, эксперты международного уровн€. »ми должны быть выработаны определенные критерии, которым должна будет соответствовать продукци€ “¬ и других средств массовой информации.

Ќо недостаточно одного только воздействи€ на телевидение, необходимо воздействие с помощью телевидени€.

»так, проект «–осси€нин года». ¬ последние годы с экранов не сход€т фальшивые герои, примелькавшиес€ светские персоны, так называемые, медийные лица. ѕресса и телевидение изо всех сил раздувают из них героев нового времени, но зрители чувствуют фальшивку, и эти персонажи уже давно не вызывают ничего, кроме раздражени€. ÷ель проекта «–осси€нин года» - найти и показать всей стране ее насто€щих героев, людей по-насто€щему достойных признани€, совершивших насто€щие подвиги. Ёто должны быть обычные, совершенно неизвестные никому люди, про€вившие личное мужество и ответственность.

ѕроект состоит из нескольких частей. ѕерва€ часть – это подготовительный этап, где будут представлены ролики специальной социальной рекламы, а также наружна€ реклама. ÷ель роликов – вызвать у аудитории желание узнать о насто€щих геро€х, прин€ть участие в проекте и рассказать о тех, кого они считают достойным общественного признани€.

ѕерва€ часть ролика должна быть достаточно провокационной. ¬ кадре по€витс€ то, что обычно показываетс€ в передачах типа «ѕрограмма максимум», т.е. спитые лица, пустые глаза и титр: «Ёто –осси€?». „ерез мгновение титр мен€етс€: «–осси€ – это не только то, что тебе показывают в некоторых рейтинговых телевизионных программах». ј затем, во второй части ролика, по€вл€етс€ при€тное молодое лицо юноши или девушки и новый титр: «–осси€ - это ты и твои друзь€. –асскажи нам о тех, кого ты считаешь геро€ми нового времени. ѕодробности на сайте проекта».

ќдновременно на сайте проекта будет рассказано о том, что осуществл€ютс€ поиски геро€ нового времени - того, кто может быть назван росси€нином года. Ётим человеком может оказатьс€ водитель трамва€ или воспитательница детского сада, медсестра или кресть€нин, житель глухой деревни. √лавное – все эти люди должны совершить нечто, на самом деле достойное восхищени€. “ам же на сайте начнетс€ обсуждение номинантов аудитории, за каждого из которых можно будет голосовать.

‘иналисты голосовани€, которых может быть сто или больше, будут представлены в специальном телевизионном проекте «–осси€нин», который станет частью проекта «–осси€нин года». ѕланируетс€, что это будет ток-шоу с аудиторией в студии, в котором будут представлены п€ть человек, п€ть человеческих историй, п€ть поступков, п€ть номинантов. ¬ свою очередь, за каждого из них аудитори€ должна будет проголосовать.

¬ финале выбираетс€ «–осси€нин года», он, а также еще дес€ть финалистов награждаютс€ на специальной торжественной церемонии.

ярмольник Ћеонид »саакович, народный артист –оссии, актер, продюсер:

ћы живем в стране с неверо€тной вертикалью и привыкли ждать, что кто-то один топнет ножкой и скажет: «Ќельз€ показывать гадость по телевидению».

Ќо топнуть ножкой никто не может, потому что невозможно обеспечить государственное финансирование и регулирование всех телевизионных каналов и радио, бесконечных FM, от которых в€нут уши. ѕоэтому они должны сами зарабатывать деньги и самосто€тельно создавать свой собственный формат подачи информации, который зачастую наносит серьезный вред нашей истории, культуре и искусству.

я не думаю, что от тех писем, которые мы напишем ответственным государственным руководител€м, а также советов, комиссий и комитетов, которые будут говорить, во что мы превращаемс€, может что-то реально изменитьс€.

” нас есть целый р€д законов, которые никак не соприкасаютс€ с нуждами сфер нашей жизнеде€тельности. ќни сделаны по какому-то типовому проекту, как если бы мы хотели жить в приличном доме, а построили «хрущевку».

ѕриведу пример. ћы сн€ли фильм «—тил€ги», котора€ €вл€етс€ лучшей картиной в нашей стране за последние годы.  ино не очень дорогое по сегодн€шним стандартам, были затраты и на рекламу, но успех в итоге неверо€тный. ћне с поздравлени€ми звонил ѕрезидент, ѕремьер-министр, ѕугачева, ћихалковы и многие другие, которые выразили свой восторг от увиденного фильма. Ќо в прокате по нашей стране за эту картину удалось собрать только половину денег от тех средств, которые были затрачены на ее производство, и €, как продюсер, не могу рассчитатьс€ с друзь€ми-инвесторами и российским телеканалом за успешную картину, которую посмотрела почти вс€ страна. ѕри этом, никто не может ответить на вопрос, почему кинотеатры в –оссии получают 50% от стоимости билета. ћы можем придумывать длинные пути, писать письма, просить обратить внимание., но € думаю, что из этого ничего не получитс€. ƒело в том, что дети, которые за последние 15 лет выросли уже в эпоху современного телевидени€, вообще не имеют представлени€ о каких-либо духовных ценност€х. ¬ключите канал «Ќ“¬», где ведущий все врем€ орет о том, какие трусы у јллы ѕугачевой, на какой машине ездит √алкин, и в каком кафе € был позавчера, в то врем€, как € в нем не был.

ќстановить это можно только властным, волевым методом, с помощью законов, которые позвол€т остановить нынешний поток информации в —ћ».

ћногие, кто пришел в кинобизнес зарабатывать деньги, ушли, потому что наступил кризис и перестали поступать деньги, а те, кто без этого не может жить, дл€ кого это жизнь, все равно будут снимать кино. ≈сли снимали за несколько миллионов, значит будем снимать за несколько тыс€ч, но все равно снимать плохое кино нельз€. ‘ильм может стоить и 3 рубл€, и 3 миллиона, но это никак не может повли€ть на духовную и нравственную составл€ющую хорошей и качественной картины.

Ѕогатова ≈вгени€ –оменовна, генеральный директор группы компаний «–усское золото»:

ѕочему зарабатываютс€ деньги на низкопробных телепрограммах, и почему они окупаютс€, а другие, хорошие и качественные наоборот? ¬едь, если разобратьс€, то получаетс€, что телеканал заказывает эти низкопробные программы и вкладывает в них деньги, а за счет рекламы происходит возврат этих денежных средств. »менно на государственном уровне должна быть сформулирована определенна€ система духовно-нравственных ценностей с ее последующим распространением в —ћ».

ƒл€ того, чтобы кто-то мог быть меценатом и действовали соответствующие законы, нужно чтобы слой меценатов существовал в нашем обществе. я думаю, что не ошибусь, если скажу, что труд в –оссии всегда был и остаетс€ вечной краеугольной ценностью в жизни людей, но под ним почему-то все врем€ подразумеваетс€ труд госслужащих и управленцев, наемных работников и многих других специалистов, но не предпринимателей, которые открывают коммерческие и некоммерческие предпри€ти€, создают рабочие места, у нас почему-то до сих пор воспринимаетс€, как нечто второсортное. √осслужба у нас – это элита, а все, что касаетс€ частного сектора, предпринимательства, это уже второй сорт. ѕричем про€вл€етс€ это повсеместно. ѕриходишь к государственным чиновникам, а на теб€ смотр€т, как на врага, как на прыщ на теле общества, который надо, если не сковырнуть, то, по крайней мере, чем-нибудь прижечь. ѕоэтому € считаю, что общественное признание предпринимательского труда жизненно необходимо дл€ нормального социально-экономического развити€ страны. Ёто принципиально важный момент, который один только может создать основу дл€ того, чтобы началось двустороннее движение навстречу друг другу, чтобы, с одной стороны, государство изменило свое отношение, вплоть до ”головного кодекса, к предпринимател€м, перестав приравнивать их к мошенникам и бесконечно арестовывать по экономическим стать€м, а, с другой стороны, чтобы сами предприниматели тоже начали двигатьс€ в направлении к обществу. ѕотому что, как ни парадоксально, формируетс€ така€ психологи€: «ну, ладно, если нас считают людьми второго сорта, то, извините, мы и будем себ€ вести соответственно», а когда звучит критика, то у бизнеса автоматически возникает реакци€ ожесточени€, даже если критика справедлива€.

Ќеразвитость рынка, бюрократи€, в

ј ведь на одном госсекторе –осси€ никуда никогда не выйдет, поскольку госслужащие работают так, что никто ни за что не отвечает, все бо€тс€ принимать решени€, брать на себ€ ответственность, посто€нно идет неквалифицированное «отпихивание» и прочее. Ѕез частного сектора невозможно движение вперед, и это надо признать.

¬торой очень важный момент – это то, что у нас в крови присутствует гигантомани€, мы все любим гигантское и глобальное, а если что-то маленькое, то его воспринимают исключительно как недоросток. », оп€ть-таки, совершено не принимаетс€ во внимание, что разные сферы бизнеса имеют разные размеры. „то хорошо, например, дл€ какого-то большого экспортно-ориентированного предпри€ти€, то плохо, например, в сфере бытового обслуживани€. ¬ предпринимательстве есть определенна€ этика ведени€ бизнеса, включающа€ представлени€ о том, как цивилизованным образом вести конкурентную борьбу, не натравлива€, например, на конкурентов правоохранительные органы, а вед€ ее нормальными экономическими методами, включающие в себ€ честность, желание создать качественные товары, наилучшим образом обслужить клиента. ѕоэтому, мне кажетс€ принципиально важным, чтобы сегодн€ были признаны ценность и равноправность предпринимательского труда. ¬ насто€щее врем€, на фоне экономических трудностей общество стало реагировать на те социальные раздражители, на которые надо было обратить внимание раньше: огромный рост разрыва между богатыми и бедными, вопиющие, порой совершенно экстравагантные формы потреблени€, которые демонстрируют представители и бизнеса, и государственного сектора.

Ќикто никого у нас не учит принципу разумной достаточности, не учит культуре потреблени€ и культуре демонстрации этого потреблени€, а это необходимо, поскольку, когда к человеку в руки попадают деньги, здесь дл€ него начинаетс€ насто€щее испытание того, как он воспитан, какие у него реальные ценности, какое у него в действительности мироощущение.

— социальной ответственностью бизнеса, про которую так много говоритс€, мы сейчас испытываем очень большие трудности. ’орошо быть социально ответственным, когда идут большие прибыли, а экономика пребывает на подъеме, но сейчас, на фоне кризиса, происходит резкое сокращение социальных программ. ¬ этом случае, если не дать дополнительных стимулов дл€ бизнеса, то очень т€жело будет заниматьс€ и меценатством, и благотворительностью. Ќесмотр€ на то, что сейчас делаетс€ очень много высказываний о том, что бизнес, по своей природе, не социально ответственный, что он нацелен исключительно на получение прибыли, и, если ее можно получить доход путем сокращени€ социальных расходов, то он будет зарабатывать именно таким путем. Ќо, в то же врем€ все понимают, что жить в обществе и быть свободным от общества нельз€.

ћногих представителей бизнеса и государства кризис вернул с небес на землю и заставил их, по крайней мере, пон€ть, что выйти из трудностей по одиночке не удастс€. » сейчас какие-то ростки понимани€ того, что все мы в одной лодке, начинают проскальзывать. я надеюсь, что нам удастс€ выйти из этих сложностей не за счет других, а только сообща.

Ѕубнов Ѕорис √еннадьевич, генеральный директор компании «¬осточный ветер»:

ћы говорим о том, как все плохо, о том, что надо написать письмо, звонить в колокола, но реального метода исправлени€ ситуации пока не найдено.

¬ современных реали€х средства массовой информации скорее стали средствами массовой коммуникации, поскольку в последнее врем€ все большее значение приобретают »нтернет и мобильна€ св€зь, а это именно массова€ коммуникаци€, котора€ позвол€ет дать оперативную обратную св€зь.

 онечно, это не панаце€ от всех бед, но можно рассмотреть такой вариант, как создание сайта, который мог бы служить и проводником идей, и каналом дл€ формировани€ общественного мнени€, и средством четкого, оперативного мониторинга ситуации в сфере культуры, отношени€ к власти, отношени€ к религии, причем не только в ћоскве и —анкт-ѕетербурге, но и во всех регионах. Ќовые технологии распростран€ютс€ сейчас очень быстро, а мобильна€ св€зь и »нтернет есть уже практически везде.

Ѕезусловно потребуетс€ привлечение финансовых средств дл€ раскрутки такого сайта, но если этим проектом заинтересовать государство, то можно рассчитывать на его поддержку в —ћ». ¬ дальнейшем этот сайт смог бы сам зарабатывать деньги при наличии современных сервисов, которые позвол€ют осуществл€ть и финансировать ту политику, которую хотело бы проводить, в том числе и наше государство.

≈сли этот сайт станет попул€рным, и на нем будет зарегистрировано много пользователей, то пусть на нем работают коммерческие сервисы, которые будут оплачивать создание фильмов и спектаклей. ћне кажетс€, это мог бы быть первый шаг дл€ того, чтобы реально что-то сделать.

ћоисейкин ¬иктор ¬ладимирович, директор ювелирного дома «ћоисейкин»:

“о, чем мы занимаемс€ – это создание художественных произведений, основанных на исторических уральских традици€х. »менно на ”рале сохранились те традиции ремесла, которые были начаты еще при ‘аберже, но сохранились они не благодар€, а вопреки. ¬ советское врем€ было массовое производство и массовое потребление, мы все носили почти одинаковую одежду и украшени€. “еперь мы начали задумыватьс€ о какой-то индивидуальности, о возрождении наших традиций, о том, кто мы. ѕон€тно, что наци€ не может себ€ уважать, если она собой не гордитс€ - ни своим прошлым, ни своим насто€щим. ћы, наверное, гордимс€ теми традици€ми, которые у нас были, но они практически умерли, например, « узнецовский фарфор», «¬ологодские кружева» и многие другие. ¬ насто€щее врем€ идет не возрождение наших культурных традиций, а создание новых, с огл€дкой на прошлое. ћы тер€ем свое лицо, используем чужие символы, име€ огромный творческий потенциал.

Ќаша культура выражаетс€ в таких простых материальных вещах, как театр, литература, кино, живопись, ремесленное искусство, но беда в том, что нам нав€зывают чужую культуру и ценности. Ќо, тем не менее, мы можем возродить наши старые традиции, а можем создать и новые.

¬ –оссии огромное количество талантливых людей, и кризис дал им шанс найти себ€ в творчестве, но без государственной поддержки т€жело пробитьс€ на рынок роскоши.

Ќапример, есть компани€ «‘аберже», которую купила компани€ «ƒанхилл», и сейчас под маркой «‘аберже» во всем мире продают издели€, несущие оттенок русской культуры и искусства, но только оттенок.

ћы несколько лет занимаемс€ проектом «–усска€ роскошь» - это попытка объединить талантливых мастеров и компании, которые могут производить высококачественные ювелирные издели€. –ынок роскоши – это по временам торговли нефтью большие деньги, но это еще и наша культура.

 озлов ¬иктор јлексеевич, студент, помощник эксперта аудиторской фирмы «ќлент»:

Ќа первом заседании рабочей группы было сказано о необходимости участи€ молодежи в духовно-нравственном возрождении страны, и мо€ цель – за€вить о той работе, которой мы занимаемс€ вот уже почти полгода. ћы – это молодежный проект рабочей группы ќбщественной палаты по формированию системы духовно-нравственных ценностей новой –оссии.

Ѕез преувеличени€ скажу, что даже за это непродолжительное врем€ мы были поражены, насколько много сегодн€ в регионах молодежи, искренне желающей принести пользу своей стране. ¬ декабре нам удалось запустить свой первый проект при ќбщественной палате - ¬сероссийскую молодежную дискуссию в сети «¬ контакте». ¬ ней прин€ло участие более 9 тыс€ч человек из различных регионов, были проведены дискуссии по более чем 80 темам.

ќказалось, что только 2% молодых росси€н считают, что в их жизни нет проблем. Ѕольшинство, а именно 17%, волнует проблема трудоустройства, 14% волнует культурна€ деградаци€ общества, 9% - пассивность сверстников и 8% - получение качественного образовани€. Ёти результаты в корне мен€ют привычное представление о молодежи, как о совершенно бездуховной и аполитичной части общества, которой присущи иждивенчество и эгоизм. »менно после такого масштабного исследовани€ мы пришли к выводу о необходимости создани€ в молодежном обществе обстановки энтузиазма и вдохновени€, обеспечени€ взрыва социальной активности, а также создани€ бунта творческих способностей и знаний.

— уверенностью можем за€вить, что никто не знает проблем молодежи лучше, чем сама молодежь, и именно она может помочь найти их решение. ¬сего за два мес€ца мы смогли привлечь около 40 человек актива из разных регионов, которые готовы начать проводить меропри€ти€ в своих городах. ћало того, скажу, что в моем родном городе, который по праву считаетс€ колыбелью российской космонавтики, наукограде  оролеве, мы провели открытие √ода молодежи, на котором присутствовало около 60 активистов, студентов и старшеклассников, которых действительно волнует роль молодежи в жизни страны, в предпринимательстве и спорте. ћы увидели барьеры, которые мешают развитию молодежных инициатив в  оролеве. — нашими предложени€ми мы обратились в муниципалитет города. ”верен, что хот€ бы часть из них будет реализована на практике, конечно же, с нашим активным участием.

ќчень много молодых людей живут в регионах и не имеют возможности дл€ самореализации. Ќаша молодежна€ дискусси€ «¬ контакте» дает пон€ть, что молодежь в регионах не одинока и так же может активно участвовать в жизни страны. —егодн€ размыты нравственные ориентиры общества, и молодежь начинает задумыватьс€ о своих ценност€х и духовности. ћы считаем необходимым создать соответствующий »нтернет-сайт дл€ увеличени€ эффективности дискуссий и объединени€ молодежи всей страны. ”частвовать в программе будут инициативные молодые люди, которым небезразлично будущее страны и которые готовы задействовать все свои усили€, энергию, врем€, чтобы и в насто€щем, и в будущем –осси€ была современным, сильным и цивилизованным государством, максимально благопри€тным дл€ самореализации и творчества. ћы – росси€не, нам здесь жить и работать.

Ќельз€ не понимать, что сегодн€ перед обществом встали, в том числе, такие задачи, которые может решить только молодежь и никто другой. »наче говор€, мы несем в себе колоссальный по мощности инновационный потенциал. ƒеление нашей жизни на прошлое, насто€щее и будущее – это условность, не более. ѕоток социального времени непрерывен и в сущности своей неделим. ¬ сознании конкретного человека прошлое, насто€щее и будущее сливаетс€ в единое целое, составл€€ его сознание и мировоззрение. «√де мы были?  ак это могло произойти?  то виноват?» - вот вопросы, которые задают старшие поколени€ перед необходимостью нелегкой самооценки. ”верен, что если сегодн€ мы в буквальном смысле не поддержим и не направим на благие дела реальные инициативы молодежи из регионов, то такие вопросы даже в существенно измененной оценочной формулировке у нас уже не возникнут. » мы намерены превратить молодежь из ее кадрового резерва в реальный фактор насто€щего общественно-политического процесса.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –‘

јктуальный комментарий

ѕольска€ фирма представила фигурки советских солдат в виде мародеров

  • »рина ¬еликанова

    26.09.2020

    »рина
    ¬еликанова

    «¬ последнее врем€ скандалы, св€занные с польской политикой пам€ти в отношении истории ¬торой мировой войны уже набили оскомину – так регул€рно они происход€т»

  • ≈лена ÷унаева

    26.09.2020

    ≈лена
    ÷унаева

    «≈сть и другое €вление: многие польские граждане помогают в поисковых работах, организуют захоронени€ советских солдат, помн€т и чтут подвиг солдата-освободител€»

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€