RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Как выжить на дороге?

Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России выше, чем от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Об этом заявил председатель Комиссии Общественной палаты по здравоохранению Леонид Рошаль, выступая 25 июня на слушаниях, посвященных проблеме дорожно-транспортного травматизма.

Рошаль отметил, что среди факторов, приводящих к дорожному травматизму, особенно детскому, отсутствие санавиации, навыков оказания первой помощи как водителями, так и сотрудниками ГИБДД, единого стандарта подготовки водителей, юридического обоснования оказания первой помощи. А также халатность водителей при перевозке детей и нарушение последними правил дорожного движения, неудовлетворительное комплектование автомобильных аптечек, скверные дороги и средства безопасности на них. Кроме того, было отмечено, что дорожный травматизм напрямую зависит от культуры поведения, и немаловажным направлением в уменьшении смертности на дорогах является образовательная программа. «Людей нужно воспитывать, формируя культуру поведения на дороге», — подчеркнул Леонид Рошаль.

Хотя по статистике в России наибольшее количество ДТП происходит на городских дорогах, но травматизм с повышенным коэффициентом тяжести отмечается на междугородних магистралях. Помимо этого, во многих регионах России плохо развита служба скорой медицинской помощи, большие расстояния — до 100 км — между населенными пунктами, где зачастую может работать лишь один фельдшер.

Все это, по мнению экспертов, говорит о том, что в России необходима санитарная вертолетная авиация, которая сможет приблизить медпомощь к пострадавшим, а значит и снизить смертности на дорогах. Впрочем, закупить вертолеты мало — в России ни больницы, ни трассы не оборудованы вертолетными площадками. Кроме того, нет специалистов, прошедших предполетную подготовку, а также имеющих представление, какую помощь они могут оказать во время полета. Между тем, в МЧС утверждают, что сейчас специалисты ведомства разрабатывают целевые программы авиационно-спасательных технологий.

Вторая немаловажная проблема, озвученная Леонидом Рошалем, отсутствие (либо слабые навыки) оказания первой помощи пострадавшим в ДТП как водителями, так и сотрудниками ГИБДД. Рошаль отметил, что каждый водитель должен понимать, что это нужно лично ему — водитель сможет оказать помощь пострадавшим на дороге и получить ее в случае дорожного происшествия.

По статистике, оказание первой помощи спасает жизни до 20% пострадавших. Однако в российских школах милиции нет медицинских кафедр, где бы «люди в форме» получили медицинские знания. Так, сотрудники МВД проходят 20-часовой курс первоначальной подготовки и 20-часовой курс переподготовки. Замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Олег Панарин упоминул также о слабой методологической базе, отсутствии единого алгоритма действий и наглядных пособий. Между тем, Панарин не считает, что сотрудники ГИБДД должны иметь навыки парамедиков. «Им достаточно уметь выполнять до десяти самых важных действий», — подчеркнул он.

Кроме того, возникает вопрос юридического обоснования оказания первой помощи пострадавшим. Как отметила председатель комитета Госдумы по здравоохранению Ольга Борзова, нигде не прописан список лиц, обязанных оказывать первую помощь. В то время как неоказание помощи — уголовно наказуемо.

По словам Борзовой, 26 июня Госдума рассматривает в первом чтении законопроект, обязывающий милиционеров и сотрудников ряда экстренных служб оказывать первую помощь пострадавшим. «В данном законопроекте будут разграничены понятия первой помощи и скором медицинской помощи, а также будет очерчен круг лиц, которые обязаны оказывать первую помощь», — сказала Борзова. Среди этих лиц будут, в частности, сотрудники МВД и МЧС. «Законопроект закрепит необходимость специальной подготовки этих сотрудников, а также наказание за неоказание помощи», — уточнила депутат.

Среди причин высокого травматизма среди детей — до 10% от всех пострадавших на дорогах — Леонид Рошаль отметил халатность водителей, не пристегивающих детей ремнями безопасности и игнорирующих детские кресла. В свою очередь замруководителя Росавтодора Сергей Полищук назвал среди причин высокого детского травматизма неподчинение сигналам дорожных средств и переход дорог в неустановленных местах.

Тем не менее, детский травматизм имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2005 году произошло 25 тыс. 489 ДТП, при которых погибло 1 тыс. 241 ребенок, то в 2008 году — 21 тыс. 97- и 1 тыс. 18 соответственно. Инвалидность сократилась на 2,4 процента.

Отдельным вопросом Леонид Рошаль выделил проблему комплектации автомобильной аптечки. Так, взятый из одной из аптечек жгут оказался слишком коротким. «Он вокруг бедра не пройдет», — констатировал детский врач. Не прошли испытания и ножницы, которыми Рошалю так и не удалось разрезать бинт. Леонид Рошаль выразил недовольство и морально устаревшими медицинскими препаратами, такими как 5%-й йод, в то время как раны лучше обрабатывать перекисью водорода или йодосодержащими препаратами. «Это прошлый век. Мы будем категорически возражать против такого состава аптечки», — отметил Леонид Рошаль. Стоит отметить, что неполноценность автомобильных аптечек снижает эффективность медпомощи пострадавшим на 10,4 процента.

Одним из важнейших направлений в снижении смертности дорожного травматизма Леонид Рошаль и участники слушаний выделили образовательные программы, в том числе детей. Так, на телевидении отсутствуют ролики, пропагандирующие культуру поведения на дорогах, в школах нет уроков по безопасности дорожного движения. Как отметил Сергей Полищук, воспитывать культуру поведения на дорогах необходимо с детской площадки. Что касается взрослого населения, нет единого стандарта обучения водителей и приемки знаний, нет подходящих полигонов.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться