RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Все ли дело в статусе?

7 июня в рамках II всероссийского фестиваля «СоДействие» Форум доноров и рабочая группа ОП по развитию благотворительности провели круглый стол, посвященный обсуждению целей и задач закона о социально-ориентированных НКО.

«Не так давно был принят рамочный закон о социально-ориентированных НКО (ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций“), но для того, чтобы он заработал, нужно еще большое количество документов, указов и т.д. Надо самим постараться разработать подобные рекомендации», — отметила сопредседатель рабочей группы по развитию благотворительности Елена Тополева-Солдунова.

Директор российского представительства Международного центра права Дарья Милославская рассказала о том, что дает статус социально-ориентированных НКО в мире. «Идея благотворительной деятельности зародилась в 1601 году в Великобритании (к ней тогда относили строительство мостов, помощь детям и проч.). Сегодня в Европе это статус. У нас же само понятие „социально ориентированный“ ничего не дает, кроме собственного успокоения», — считает она.

Она также подчеркнула, что в некоторых странах статус «организации общественной пользы» присваивается министерствами. У нас организацию могут только занести в реестр.

«В Европе статус дается на 3-5 лет, после чего подтверждается или снимается», — подчеркнула она. Д.Милославская также отметила, что в Европе есть разные формы поддержки: прямая помощь государства и косвенные льготы. У нас на практике любая НКО может получить как прямую, так и косвенную поддержку. Она также подчеркнула, что в 2003 году велись переговоры о введении налоговых преференций. Тогда была создана записка «О налоговых льготах социально-ориентированным организациям», которая была направлена на рассмотрение замминистра финансов.

В качестве примера стран с различными формами поддержки Д.Милославская привела Бразилию, Болгарию и Филиппины. В Бразилии статус «организации общественной пользы» присваивается с 1999 года, и организации, имеющие его, могут заключать договор с правительством. В Болгарии есть инструкции, которым должны следовать в своей работе организации. Так, ежегодно они обязаны представлять отчет в министерство финансов для проверки. А в Филиппинах такой статус дает само общество, что снимает все налоги.  

Из стран СНГ статус «социально-ориентированная некоммерческая организация» присваивают на Украине и в Молдавии. По мнению Дарьи Милославской, наиболее эффективно присвоение статуса в Дании, где решение принимает налоговый орган, статус дается на год, а вся система прозрачна и ясна.

По словам Артема Шадрина, заместителя директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ, ситуация, при которой государством поддерживался малый бизнес, а НКО, работавшие в подобном масштабе — нет, была несколько абсурдной:"Коммерческая клиника могла получать субсидии из регионального бюджета, а бюджет — федеральное софинансирование, а зарегистрированная как негосударственная некоммерческая больница — нет«, — привел пример он. Теперь представители региональной и муниципальной власти по аналогии с бизнес-инкубаторами имеют право (но не обязаны) создавать дома общественных организаций. В рамках федеральной программы поддержки социально ориентированных НКО также необходимо предусмотреть обучение сотрудников НКО и профильных чиновников, — убежден А. Шадрин.

Президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив Елена Малицкая рассказала об опыте поддержки НКО в Сибирском Федеральном округе. По ее словам, она осуществляется в виде прямых субсидий с 1997 года как на муниципальном, так и на региональном уровнях. «В Красноярском крае грантовая программа работает с 2005 года, сумма финансирования составляет 30 млн.руб. в год. При этом очень хорошо выстроена система мониторинга и оценки. В Новосибирской области конкурс грантов проходит с 2004 года, сумма финансирования составляет 40 млн.руб., а в этом году было принято решение о том, что любая деятельность должна перерасти в целевую программу».

Она также подчеркнула, что должен проводиться мониторинг и оценка проодимых программ, без этого сегодня велика вероятность появления «квазиНКО».

По мнению члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера, в ближайшее время во многих регионах денег на НКО будет немного. «Поэтому единственный действенный механизм — налоговые льготы.» Отмечая опыт Дании, Гонмахер счел целесообразной идею создания общественных советов с опорой на региональные Общественные палаты для формирования списков.

«Я за то, чтобы было больше законов об НКО, тогда чиновники больше будут повторять слова, которые нам близки. В рамках закона надо показать, какие должны быть организации, а позитивная социальная практика должна размещаться на сайтах и приводиться в книгах», — считает исполнительный директор Фонда Тольятти Борис Цирульников.

Член ОП Елена Тополева-Солдунова отметила, что Минэкономразвития будет рекомендовано подготовить комментарии, а рабочей группе по развитию благотворительности и Форуму доноров — методические рекомендации.

Директор Российского представительства британского благотворительного фонда Чаритиз Эйд Фаундейшн (CAF) Мария Черток отметила: «При принятии этого закона с экспертных сообществ собрали комментарии, но не прислушались к ним, и такой замах может оказаться холостым. На мой взгляд, важно помнить, что этот закон не только про деньги, но и про помещения и об информационной поддержке. Т.е. важно, чтобы реестры создавались так, чтобы было ясно, что есть, что доступно: сколько газетных площадей готовы предоставить? Какие есть подвальные помещения? Это то, что позволит обеспечить прозрачность ресурсов. Главный потенциал у закона: поддержка через налоговые льготы. Мы несколько узко понимаем эту тему. Если говорить о справедливой конкуренции за госзаказ между НКО и коммерческой организацией в отношении НДС, то НКО окажется дороже. Помимо льгот для доноров надо говорить о каких-либо скидках для кого-то еще. Хотелось бы системности».

В ответ на это Артем Шадрин возразил, что НДС взиматься с НКО не будет, т.к. в этой ситуации НКО и коммерческие организации работают в «одном поле». Он также согласился с идеей представлять позитивные результаты деятельности НКО.

По мнению одного из участников мероприятия, сложилось ощущение, что закон носит рекомендательный характер: захочет чиновник исполнять его — будет, не захочет — не будет.

Подводя итоги круглого стола, Наталья Каминарская, Исполнительный Секретарь Форума Доноров, отметила: «От текста закона до его реализации на местах - долгий путь. Но от наших с вами совместных действий зависит очень много. Согласованность действий всех заинтересованных сторон - залог успеха!»

Все желающие могут присылать Рекомендации по разработке Программы государственной поддержки СО НКО до 21 июня на электронный адрес: conko@mail.ru. Все полученные рекомендации будут направлены в профильные министерства и ведомства.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться