RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Если завтра пожар

Добровольцев, которые тушили пожары нынешним летом, и представителей МЧС, экологов из Гринпис и WWF, делегатов из волонтерских структур США и благотворительных фондов российского бизнес-сообщества объединила дискуссионная площадка Всероссийского форума «Благотворительность в чрезвычайной ситуации: итоги и уроки», который прошел в Общественной палате РФ 30 ноября.

Что нужно изменить в законодательном регулировании профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций, какие координационные структуры следует создать, чтобы лето 2010 года в России не повторилось, каким образом российские ведомства и волонтеры могли бы найти общий язык — эти вопросы мы должны обсудить и выработать предложения и для государственных институтов, и для самого гражданского общества, — заявила, открывая пленарное заседание форума, соруководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию благотворительности, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Лариса Зелькова.

Елена Буняшина, председатель Комитета по делам молодежи Рязанской области в своем выступлении рассказала о том, как работали региональные структуры в сложной обстановке летних пожаров, как размещали погорельцев и развозили им гуманитарную помощь, какие привлекали силы и средства...

Присутствовавший в зале известный блогер и журналист, а также координатор добровольцев Игорь Черский с места усомнился в заслугах администрации области и выразил недоверие выступавшей. Такая же участь постигла представителя МЧС России Анатолия Сергеева, который прибыл на форум вместо ожидавшегося Директора департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и в своем выступлении пытался разъяснить собравшимся функциональные обязанности своего ведомства.

В сводках МЧС информация о площади пожаров была в разы занижена, заявили экологи и добровольные пожарные, принявшие участие в форуме. Они также высказали претензии представителю пресс-службы МЧС России Елене Черновой, заявив, что ведомство в течение первого месяца «держало страну в информационном вакууме» и не предоставляло правдивой информации о происходившем.

Накалившуюся дискуссионную обстановку пленарного заседания разрядил Дэнис Уолтер, координатор волонтеров из отдела по чрезвычайным ситуациям штата Миннесота (США), который подробно рассказал собравшимся о том, как организовано сотрудничество с добровольцами в случае чрезвычайных ситуаций в штате Миннесота. В частности, он сообщил, что профессиональные пожарные и спасатели, которых в стране не очень много, проводят регулярные тренинги для населения и добровольцев, потому что «в случае ЧС хорошо подготовленное население позволяет значительно снизить число жертв и помочь большему количеству пострадавших», — отметил Уолтер. Он также не скрыл, что в США тоже существует проблема доверия между ведомствами и добровольцами, однако «чем больше идет совместных тренировок, тем больше растет доверие», — подчеркнул заокеанский гость.

Именно об отсутствии желания государства координировать свою работу с теми, кто добровольно предлагает свою помощь, говорил многие выступавшие. Эта проблема во многом стала причиной катастрофических последствий лесных пожаров, последствий, которых можно было избежать, говорили выступавшие.

«То, что было сделано волонтерами, грандиозно и беспрецедентно для России, — отметила в своем выступлении директор Агентства социальной информации, соруководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию благотворительности Елена Тополева. — Однако можно было бы достичь большего — при взаимодействии власти с НКО и волонтерами».

Готовность благотворителей приступить к незамедлительному строительству жилья для погорельцев также оказалась невостребованной властью, рассказал генеральный директор Благотворительного фонда «Система» Андрей Матвеев. Понимание, что строить и в каком объеме, у чиновников появилось гораздо позже, нежели стали поступать первые предложения помощи...

«Бизнес, власть — это всего лишь инструменты для того, чтобы решать проблемы общества, — заявила член Общественной палаты Александра Очирова. — Но власть, которая не умеет управлять, представляет опасность для общества».

После пленарного заседания прошла работа по трем секциям.

Секция 1.
Механизмы взаимодействия и координация деятельности государства, НКО, бизнеса и волонтеров в условиях чрезвычайной ситуации

«Благотворительность в чрезвычайной ситуации ничем не отличается от ежедневной благотворительности. То же отсутствие доверия со стороны власти и бизнеса, отсутствие координации информации, трудное взаимодействие с органами власти», — отметила директор британского благотворительного фонда CAF в России Мария Черток на секции под названием «Механизмы взаимодействия и координации деятельности государства, НКО, бизнеса и волонтеров в условиях чрезвычайной ситуации». «После неблагоприятного события все силы бросают на решение проблемы, после частичных ликвидации последствий о ней опять забывают. Проблемы решаются точечно, а не системно», — подчеркнула М.Черток.

Директор института психотерапии и консультирования «Гармония» Татьяна Михайлова считает необходимым создать единую базу некоммерческих организаций и благотворительных фондов с опытом работы в чрезвычайных условиях, чтобы госорганы имели представление об этих НКО для работы в будущем. «Когда в министерстве или ведомстве меняются люди, то с ними снова приходится налаживать контакты, начинает играть роль человеческий фактор. Если меняется человек, не должны меняться отношения. База именно на это и будет направлена», — подчеркнула Михайлова.

Следующее пункт рекомендаций — предложить органам исполнительной власти наладить межведомственное взаимодействие. «В Беслане после трагедии Минздрав Республики, Минобразования и Минсоцразвития много работали, но шли параллельно, подчас не зная о программах друг друга», — рассказала Михайлова. «При совместной работе зарождается сообщество, которое может быстрее и эффективнее решить проблемы», — подчеркнула она. По мнению Михайловой, важным является и проведение «инвентаризации всех персональных и технических ресурсов», и понимание того, какие результаты остаются после работы в местах ЧС.

Участники секции также предложили создать базу данных людей, готовых работать волонтерами. Такая база данных должна быть открытой для некоммерческих и благотворительных организаций. А в случаях чрезвычайной ситуации координировать волонтеров должен общественный институт наподобие Общественной палаты.

Представитель британского благотворительного фонда CAF в России Андрей Печников отметил, что лучшее, чем может помочь власть НКО и благотворительным организациям во время работы в условиях ЧС — «не мешать постоянными требованиями отчетов и законодательными препонами». «Это идеальный вариант, — подчеркнул он, — Хотя сейчас, наверное, возможны и другие отношения».

Что касается взаимоотношений третьего сектора и бизнеса, то НКО может создать «поляну информации» для бизнеса — базу потребностей людей, живущих в зоне ЧС. «Эта база будет наподобие „Карты помощи“, но только по потребностям. Даст бизнесу понять, что нужно пострадавшим», — сказал Печников.

В своем выступлении он коснулся и проблемы работы волонтеров. «Волонтеры — люди, у которых есть совесть и желание помочь. Но они не могут долго работать бесплатно. Поэтому если бизнес хочет, чтобы волонтеры работали и дальше, то он должен привлечь их в какую-то свою структуру», — считает Печников.

В ходе обсуждения было озвучено и предложение о создании агентства волонтеров. «Работа волонтеров очень серьезная. Она забирает много эмоций и сил, поэтому для волонтеров нужны реабилитационные программы и определенная поддержка», — отметили участники секции.

«Чрезвычайная ситуация — это, когда все игроки понимают, что ситуацию можно отпустить. А не только власть взяла и решила, что все нормально», — подвел итог дискуссии Андрей Печников.

Секция 2. Если завтра чрезвычайная ситуация

О том, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций участниками форума рассказали коллеги из США.

«В случае чрезвычайной ситуации важно работать с самого начала, чтобы знать всех игроков. Это позволяет добровольцам понимать всю цепочку коммуникаций и систему подчинения. Надо ежедневно обучать людей и постоянно менять программу обучения. Не менее важны сегодня и отношения с донорами, со СМИ», — считает заместитель директора Международной Армии спасения Майор Джордж Поларек.

Армия Спасения занимается поставками пищи и воды, раздачей непищевых товаров, приютами в случае ЧС, устранением последствий катастроф и восстановлением, оказывает социальные услуги, финансовую, психологическую помощь пострадавшим.

«Если раньше мы говорили о 72 часах, необходимых для объявления ЧС, теперь нам нужно только 24 часа на реагирование», — отметил Майор Джордж Поларек.

«К этому надо стремиться и в России», — согласилась с ним исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская.

Майор Поларек рассказал также о технологии UPS Trackpad TM: «Армия Спасения на Гаити использовала современные средства UPS Trackpad, которые пришли на смену рукописным карточкам, чтобы обеспечить 4000 семей и 20000 человек едой, временным жильем и медикаментами. Система позволяла отслеживать пакеты с гуманитарной помощью в пределах лагеря».

«Люди должны знать, что делать, — считает Кортни Огилви из штаба ЧС Красного Креста, — ведь 1 доллар, потраченный на предотвращение чрезвычайной ситуации, сохраняет 4 доллара для восстановления. Люди должны быть обучены и готовы первыми придти на помощь друг другу». «Очень важно чтобы у каждого из добровольцев была своя специфика. Надо понимать, что доброволец, работающий на пожаре, не обязательно сможет работать при извержении вулкана», — подчеркнула Огилви. Она

«На личном уровне мы должны знать, как справляться с собой, на уровне организаций должны быть планы действий на случай ЧС, на уровне государства — главное — это обмен и координация, а СМИ должны знать, как освещать чрезвычайные ситуации», — заключила Наталья Каминарская.


Секция 3. Роль СМИ в чрезвычайных ситуациях: доверие и ответственность

Работа этой секции началась с выступления Заведующей кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ Татьяны Фроловой, которая рассказала собравшимся об итогах исследования, проведенного на кафедре. Эксперты проанализировали материалы СМИ, касавшиеся лесных пожаров, погорельцев и реакции общества. «Поначалу получилось „пустое пространство“, — отметила Татьяна Фролова. — Это когда явление есть, есть запрос общества на информацию, а СМИ отстают».

Именно это пустое пространство заполнили блогеры. Участвовавшие в работе секции Игорь Черский и Михаил Шляпников, правда, не высказали претензий к масс-медиа, наоборот — Шляпников поведал собравшимся, как его лагерь добровольных пожарных стал своеобразным штабом для прессы, откуда журналисты расходились по точкам тушения. А затем, вернувшись, передавали информацию в свои редакции. Игорь Черский и директор Фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка рассказали, что многие журналисты, приехавшие к ним делать репортаж о сборе и отправке гуманитарной помощи, сами оставались работать добровольцами или возили в служебных автомобилях средства пожаротушения, закупленные добровольцами.

В ходе дискуссии была затронута тема работы пресс-служб. По мнению руководителя пресс-службы Общественной палаты Марины Рыклиной, пресс-службы ведомств могли сами привлечь внимание СМИ к работе волонтеров, а также содействовать сближению своих структур с добровольными помощниками. «В этой области еще немало проблем, — отметила Рыклина. — Но необходимо не бояться идти к первым лицам и договариваться, подписывать соглашения о сотрудничестве».

Также в ходе обсуждения прозвучали реплики о недостаточности аналитических материалов по проблеме пожаров. Большинство СМИ отделывались информационной хроникой, и роль аналитиков также первыми взяли на себя блогеры.

Руководитель благотворительной программы «Российский фонд помощи» ИД «Коммерсант» Леонид Амбиндер рассказал о работе своего фонда и поделился проблемой: нередко чиновники лишь тогда идут навстречу благотворителям, когда видят за их плечами прессу, особенно телекамеры. Корреспондент «Вести-Москва» Леонид Шепелев в ответ заявил, что его редакция готова реагировать и высылать группу в случае подобной необходимости, и раздал присутствующим свои координаты.

Форум завершился заседанием, на котором собравшиеся приняли решение обобщить поступившие предложения и на их основе выработать рекомендации для волонтеров, НКО и главное — органов законодательной и исполнительной власти, чтобы ни одна чрезвычайная ситуация не застала Россию врасплох.

Пресс-служба Общественной палаты

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться