RSS

Блог

  • + 0 -

    14 марта, 2014

    Оторваться от земного

    Автор: Сергей Волков, комментариев нет

    Хотел обсудить сегодня за урок 2-е действие «Горя от ума». Там Чацкий рассказывает Фамусову, как неправильно живет общество. А Фамусов учит уму-разуму Чацкого. У них дуэль из двух серий – у каждого в каждой по монологу. В результате просидели весь урок на вступительном монологе Фамусова, который еще до всякого Чацкого произносится. Это там «Петрушка, вечно ты с обновкой» помогает Фамусову вносить планы на будущую неделю в ежедневник.

    Для начала спросил девятиклассников, приходилось ли кому из них объяснять взрослым, как неправильно устроен этот самый взрослый мир, система координат, уклад, образ жизни, картина мира. Поднял руку один человек. Ладно, говорю, а кто бывал внутри не согласен с тем, как устроен мир взрослых, система координат, уклад и т.п. Подняли руки все.

    Стоп, а почему молчали тогда? Почему не объясняли себя взрослым?

    «А чего им объяснять, все равно не поймут»; «Только хуже будет»; «Жалеем мы их – на себе ж знаем, как тяжело слушать упреки»; «Ну вообще-то есть субординация, зачем ее нарушать».

    Чацкий, который пытается объяснить, вызывает смешанные чувства: от «молодец» до «камикадзе» и «ну-ну, посмотрим, что выйдет». Потому что столкнуться Чацкому предстоит с укладом – вязким и вечным, с укладом, силу которого он еще не понял.

    А можно без уклада, спрашиваю? Почему уклады возникают? Нельзя, говорят. Есть законы и правила, которые управляют обществом изнутри, сложены им. Даже если все станут фриками и маргиналами, у них тоже возникнут свои регулирующие законы. Вырваться нельзя.

    Уклад общества просачивается во все щели и просвечивает отовсюду.

    Вот планирует Фамусов жизнь на неделю – и из этого нехитрого процесса становится понятно, что за жизнь вокруг идет. И даже идет она, ползет или мчится. Кстати, кто из вас, спрашиваю, ведет ежедневники – неважно, электронные или бумажные – и планирует события? Ни один. Зачем, говорят? Циклические события уже давно стали у нас расписанием, а отдельные выбивающиеся мы и так помним. Молодые еще. А если что, родители напомнят…

    «А я вот уже немолодой, говорю. Поэтому записываю все в ежедневник». Достаю его из сумки, показываю им, читаю отдельные записи и планы. В чем отличие моего ежедневника от фамусовского? Ну, у него там три события всего, у вас больше. У вас там театры, кино, лекции – у него крестины, еда и похороны.

    Вот, кстати, и модель жизни: родились, поели, померли. Обычное дело – но не хватает чего-то как будто. Чего?

    Стали рисовать на доске вертикаль – вот небо и идеал, и человек может стремиться к нему. Вот подземная хтонь – и человека может тянуть в нее. Вот земные радости – тепло, еда, комфорт. Попутно рассказываю им о сознании, подсознании и бессознательном, о Фрейде и «Записках из подполья», о сложной организации человека и о том, куда что когда его может тащить и разрывать на части. Про какие этажи этой вертикали знает Фамусов? Чацкий? Где они живут? Где считают, что жить правильно и достойно?

    Вот в том же монологе Фамусов рассказывает об образце для подражания – Кузьме Петровиче, которого, собственно, и предстоит хоронить. Хорошую жизнь прожил, молодец: сам чин и деньги добыл, сына устроил, внуков… «Ну так и что, говорят, и сейчас так же живут». «Так и я вроде не против, говорю, о детях все заботятся, и вы бы, небось, тоже не отказались, чтоб вам родители какую-нибудь банковскую карточку завели и денежки перечисляли». «Нет, говорят, не отказались бы. Ну, так и чего плохого?» «Ничего, говорю, кроме того, что, во-первых, помимо этого этажа вертикали и другие есть – и сознайтесь, что в такой семье о чем-то важном не сказано. О чем?» «Ну, любви нет, тепла там, дома, отношений… Они важны не меньше материального… Ладно, согласны, согласны – а во-вторых?» «А во-вторых, говорю, есть такая проблема целей и средств. Для этого общества нет разницы между средствами достижения целей. Потому что они исключительно на земном этаже, в биологическом существовании обитают. А там более высокие вопросы не ставятся».

    Тогда опять заспорили. В том числе и о Чацком. Он же должен был все это про общество понимать, когда с ним спорил. Но если понимает, зачем спорит с тем, что ограничено своим этажом и не может подняться? Не лучше понять этот этаж, уклад, его механизмы и законы? А поняв, найти адекватный способ действия? Чем на всех парах в него впиливаться и пытаться шашкой рубить?

    «А все-таки Фамусов не плохой! - вдруг настойчиво говорит один мальчик. - Он гораздо живее многих. Он какой-то не такой, я чувствую». Ну конечно, живее – ведь его Грибоедов учить говорил. Это вообще он все сам говорит, своим голосом, всем этим куклам в театре он подарил свои живые и богатые интонации, свои слова, свой смех, свои мысли. Потому-то так умен кажется Фамусов – это ум Грибоедова. «Да, я примерно это и чувствовал». Ладно, хорошо, пусть будет…

    «А я вот не поняла, про средства и цели. Можете привести пример?» «Могу». Начинаю рассказывать, как оно бывает, когда жизнь тебя ставит перед выбором – не обязательно прямо судьбоносным, а таким вот ежедневным, простым и незаметным. Но надо его делать и чего-то решать. И иногда так решать, что выгоды от этого тебе никакой, а наоборот. И выбираешь ты почему-то не-выгоду... (Ну, тут проблематика и примеры ясны, ничего нового, к тому же и звонок нас накрыл и договаривали уже в коридоре на перемене).

    Но я к тому, что плакало мое второе действие. А там ведь еще и третье (обещано читать по ролям), и четвертое. Когда все успеть?

    ПыСы: Монолог про «времен Очаковских и покоренья Крыма» перенесся на следующую четверть. В каком-то контексте будем эти, внезапно ставшие острыми, слова читать тогда?

    Блог Сергея Волкова

     

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию