RSS

Блог

  • + 0 -

    10 апреля, 2014

    Аллергия на реформы

    Автор: Сергей Волков, комментарии 1

    Сегодня разбудил звонок с «Эха»: «Что вы скажете по поводу отмены тестов в ЕГЭ?» - «Ничего не скажу, я еще не проснулся». Потом стали звонить из других изданий…пришлось просыпаться и ехать в школу...

    В учительской некоторые коллеги с порога накинулись: «Что там ваш Ливанов выдумал? Скажите ему, чтоб не делал такой глупости»... другие коллеги сказали так: «Наконец-то! Давно пора эту часть А выкинуть из ЕГЭ». В интернете поисковик Яндекса выдает больше 400 новостей на тему отмены тестов… Эксперты высказывают взаимоотрицающие суждения и выставляют противоположные оценки.

    В общем, Минобр в очередной раз умело всех возбудил.

    Собственно, если разобраться, то предложено три вещи:

    Первая, никого особо не затронувшая, - в будущем сдавать экзамен на компьютере (перейти на это постепенно, начать с информатики, потом потихоньку пробовать дальше). Чтоб не рукой писать. И чтоб проверить себя можно было и результат узнать (где это можно без проверки человеком) сразу. Ну и ладно, плохо что ль?

    Вторая вещь. Введение устной части в некоторые ЕГЭ. Опять-таки планируется начать с иностранного языка (пока он не стал обязательным, можно обкатать устную часть на относительно небольшом количестве детей), потом попробовать на других предметах, типа истории и литературы (они тоже по выбору, их сдает немного школьников). Цели понятны: школа перестала учить детей говорить, устные экзамены, монологические ответы ушли из практики преподавания и из контроля. А современный человек должен себя подавать устно, должен уметь спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, выступать публично. Так что совсем не плохо, если такая часть в ЕГЭ постепенно войдет. Мы вон в олимпиаду по литературе устное выступление в этом году включили. Пусть пробуют, тренируются. Минусы и риски: возрастает человеческий фактор, оценка зависит от субъективизма принимающего, нужны четкие критерии. Значит, надо думать. И пробовать.

    Третья, самая аллергическая вещь - отмена части А. Не всех тестов, как пишут некоторые СМИ, а только тех, где есть выбор ответа из нескольких. К слову, этой части уже несколько лет нет в ЕГЭ по литературе и математике. Была, но отменили за идиотичностью. В других предметах (например, в русском) она выглядит более или менее пристойной, к ней научились готовить, к ней привыкли дети, которые набирали на этих тестах немало баллов.

    Но вообще-то по-хорошему многие задания этой части можно переформулировать так, чтобы ребенок сам давал ответ, а не выбирал его из готовых (то есть в тесты типа В). Ведь тут не только случайное угадывание было. Тут возникла целая технология, как выбирать правильный ответ, зная логику составителей. Наблюдал неоднократно, как дети выбирали из заданий А по русскому правильные ответы касательно небольшого текста, специально его не читая - зачем, и так понятно, что отвечать. Получается абсурд: вопросы заданы к тексту, а ответить на них можно, текст не читая… И сам детям подсказывал, как тест решать быстрее, не вдумываясь в суть дела. Отсюда и возникало натаскивание - формирование привычки решать тесты на автомате, обучение этому как отдельной формализованной задаче.

    В общем, сдается мне, что без тестов типа А, с выбором ответов, можно обойтись. И может быть тогда их перестанут так массированно использовать на всех этапах школьного обучения? И займутся более осмысленными делами? Что тоже, в итоге, не так уж плохо (имхо).

    Вообще же в очередной раз развлекся наблюдением за реакцией разных людей на некую информацию. Несколько лет назад кричали (и я в том числе:) ) о гибели образования в связи с введением тестов - сегодня довелось услышать, что гибель образованию придет от отмены тестов… Несколько лет назад пророчили катастрофу от отмены сочинения (и я был среди пророчивших) - сегодня катастрофой становится его возвращение…

    Получается, что непосредственная реакция отторжения возникает у многих на любое изменение привычного. Неважно, к чему именно привыкли, - важно, что привыкли, поэтому не трогайте. Нас и детей. Все замучены. Задерганы. Денег мало, дел много. А тут еще вон что выдумали. Оставьте всех в покое.

    Ну и еще интересна мне, как исследователю нравов, мгновенно возникающая аллергия на любые предложения власти вообще, министерства в частности и министра конкретно. Вредители, идиоты, жизни не видят, ничего не понимают, разогнать их всех, уу, ненавижу - и так далее. Их предложения - всегда не вовремя: ну почему именно сейчас? что им вдруг зачесалось? (Один из аргументов, услышанных сегодня: десятиклассники нынешние уже год готовились к ЕГЭ и писали тесты типа А - зря что ли? зачем столько времени потратили? - вот и я спрошу, зафига тратили, в десятом-то классе?). Не вовремя все: и мониторинг вузов, и реформа РАН, и экспертиза учебников, и фальшивые диссертации… Когда же будет вовремя? А никогда похоже…

    Какие антигистаминные попить от этой аллергии, я не знаю. Хотя сам аллергик и астматик со стажем.

    ПыСы. Ну и как член Общественного совета МОН я задал вопросы об отмене тестов типа А Д.В. Ливанову. Среди прочего он ответил так (цитата): «Речь не идет о том, чтобы спешить и уже в 2015 году перейти к заданиям без части А по всем предметам. И саму целесообразность, и сроки надо еще обсудить. Моя принципиальная позиция, что правильный ответ на экзамене не должен быть угадан». Просто для сведения.

    Блог Сергея Волкова

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (1)

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию