RSS

Блог

  • + 0 -

    02 сентября, 2016

    Основная проблема инклюзии - недостаток подготовленных кадров

    Автор: Андрей Царёв, комментариев нет

    На самом деле вступили в силу два ФГОСа: первый - стандарт начального образования обучающихся с ОВЗ, он рассчитан на 5 лет, второй - стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитанный на весь период обучения такого ребенка в школе (9 - 13 лет, в зависимости от варианта программ). В соответствии с ФЗ дети с ОВЗ могут обучаться совместно с другими, в отдельных классах и отдельных организациях. Для реализации стандарта нужны кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы, которых пока не хватает для полноценного внедрения новых стандартов.

    По сути, согласен с мнением, что основная проблема образования детей с ОВЗ в обычных общеобразовательных школах (в одном ли классе с другими детьми или в специальном) - недостаток подготовленных кадров для работы с особыми детьми. Педагог должен знать особенности детей, уметь адаптировать для обучающихся программу, обеспечивать специальные условия, соответствующие особым образовательным потребностям детей, и выбирать адекватные методы и средства реализации программы. А это требует специальной подготовки. Кроме адаптации обычных общеобразовательных программ стандарт предлагает разные варианты специальных - адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), которые разработаны на каждую нозологию и определяют содержание образования, ожидаемые результаты и условия освоения программ.

    Многие специалисты и родители говорят, что не для всех детей с ОВЗ возможно инклюзивное обучение в классе, где дети осваивают обычные программы. Даже их адаптация не всем помогает успешно обучаться наравне со сверстниками. Невозможно адаптировать программы по химии, физике, алгебре и т.д. для ребенка, у которого тяжелая умственная отсталость. Поэтому АООП для детей с нарушениями интеллекта нужно осваивать в отдельных классах или организациях, а совместную деятельность детей обычных и особых организовывать во внеурочное время.

    Среди прочих барьеров на пути внедрения ФГОС - организационно-методические и нормативные вопросы.

    От школ приходит много вопросов, связанных с финансовым аспектом реализации ФГОС - в регионах нет денег на введение, заявленных в ФЗ 273 и во ФГОС, ставок тьютеров, ассистентов. Средства на создание доступной среды выделяются по ГП "Доступная среда", но их можно расходовать только на отдельные виды работ по созданию архитектурной доступности зданий. А как быть, скажем, если мы расширяем проходы, ставим новые двери, но при этом не делаем откосы и не ремонтируем стены, потому что эти работы не могут оплачиваться за счет программных денег. Говорят, что есть другие программы - да, есть, но денег там, как правило, уже нет... Вот и получается обустройство среды только на половину.

    Предположим, что деньги на среду есть, решит ли это проблему внедрения ФГОС? Думаю, что нет. Помимо кадрового и финансового обеспечения, существенным тормозом остается негативное отношение руководства многих школ, педагогов и родителей обычных обучающихся к созданию мест для обучающихся с ОВЗ. Оно отчасти оправдано - ведь если хороший педагог не знает, как обходиться, например, с ребенком с аутистическими расстройствами, то он не только не сможет помочь этому обучающемуся, но и не успеет дать качественные знания остальным детям. Мы привыкли, что школа - это класс, урок, дети сидят за партами, учитель стоит у доски и т.д. Безусловно это так, но не только. И уроки могут по разному проводиться, и педагог в классе может быть не один, и учебные планы, программы на детей могут быть индивидуальными - все это ст. 79 ФЗ "Об образовании ..." называет "специальными условиями".

    Отношение изменится, если будет заинтересованность руководства школы в создании таких условий и налажена работа со всеми участниками образовательного процесса. Однако, заинтересованность руководителей не может быть устойчивой только на основе гуманистических ценностей или страха перед наказанием за неисполнение закона. Важно, чтобы директор школы был уверен, что у него получится обеспечить образование особого ребенка и он гарантированно получит на него финансирование необходимого кадрового и материального ресурса.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию