RSS

Блог

  • + 0 -

    05 декабря, 2016

    Верховный суд как зеркало русского гуманизма

    Автор: Артем Кирьянов, комментариев нет

    В чем только ни упрекали русского человека за всю историю его взаимодействия с западным миром – две вещи никогда не ставились под сомнение: доброта и тяга к справедливости. Трудно описывать эти понятия в юридических терминах, особенно когда речь идет о концептуальном понимании закона и права на той части суши, которая традиционно пренебрегала «писаными правилами». Почему-то именно эти мысли пришли в голову, когда Президент обращался к Федеральному Собранию. Размышляя о Послании Президента, вслушиваясь в «живое путинское слово», становится очевидным – назрела необходимость в избавлении от всего лишнего, наносного, что присутствует на сегодняшний день в российском праве и правоприменительной практике. Ограничившись эмоционально-историческим отступлением, перейдем к сухому языку юридических новелл.

    Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обозначал в качестве приоритетов гуманизацию уголовного права через декриминализацию ряда статей, формирование единства правоприменительной практики через реформирование механизмов надзорного производства, повышение уровня эффективности судебной власти. В последнее время появился ряд инициатив Верховного Суда, о которых необходимо сказать несколько слов именно в контексте системного реформирования права, обозначенного Президентом в Послании.

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ предложено дополнить статьей 127.1, предусматривающей основания для отказа в принятии искового заявления, которая существовала в Арбитражных процессуальных кодексах, принятых в 1992 и 1995 годах. В современной же редакции АПК эта норма отсутствует, что приводит к увеличению загруженности судов, поскольку производство по таким заявлениям может быть прекращено только при рассмотрении дела (ст. 150 АПК РФ). Между тем в ГПК РФ (ст. 134) и КАС РФ (ст. 128) такие статьи есть, предложено сохранить их и в проекте единого ГПК РФ. «Это обусловлено тем, что данный институт подтвердил на практике свою эффективность, поскольку позволяет суду не принимать заведомо не подлежащие к производству заявления на этапе обращения в суд», говорится в пояснительной записке к документу.

    Также предлагается внести изменения в ст. 291 АПК (жалобы на определение арбитражного суда кассационной инстанции). Данные поправки дадут возможность кассационного обжалования судебного приказа в судебной коллегии ВС по причине существенного нарушения материального закона. Сейчас основанием может быть только нарушение процессуального законодательства.

    Реформирование арбитражного судопроизводства в целом отвечает обозначенным В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию 2016 года целям. В частности, Президент подчеркнул, что одной из задач законодательных органов власти России является содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В этом контексте гарант Конституции предложил широкий перечень мер от изменения налоговой политики, расширения экономических свобод до введения ответственности правоохранителей за сфабрикованные дела против предпринимателей. Вместе с тем, все эти меры не смогут кардинально изменить ситуации без обеспечения объективности и эффективности арбитражного судопроизводства. «Необходимо, чтобы план экономического развития пользовался доверием у делового сообщества, чтобы предприниматели активно включились в его реализацию. Отчетливо виден растущий запрос людей на расширение экономических свобод, на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса», - отметил В.В. Путин. Это напрямую зависит от судебной системы, которая должна адаптироваться к происходящим изменениям.

    Проходивший с 29 ноября по 1 декабря в ТПП РФ 29 Всероссийский налоговый форум, где рука об руку с налоговиками и представителями делового сообщества работали представители Российского объединения судей, еще раз подчеркнул важность непосредственной имплементации духа законов в правоприменительную практику, о чем недвусмысленно выразился и Президент страны: «Мы серьезно обновили правовую базу в сфере предпринимательства. Сейчас важно обеспечить эффективное правоприменение, и, прежде всего, на местах». Действительно, России нужна предсказуемая налоговая система, как заявил Президент, напомнив, что в 2014 году было принято решение на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса. «Не стали пересматривать их (налоговые условия) несмотря и на изменения в экономической ситуации. Это, безусловно, позитивно сказалось на работе предприятий», - добавил он.

    Президент поставил задачу рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, до 2018 г. принять все поправки в Налоговый кодекс. Главная цель налоговой системы - стимулирование деловой активности, подчеркнул президент. «Мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель - стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий. Нужно упорядочить существующие фискальные льготы и сделать их более адресными, отказаться от неэффективных. Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы. Обязательно сделать это с участием деловых объединений».

    В рамках развития тезисов Президента о кардинальном повышении прозрачности контрольно-надзорных органов – «В открытом доступе будут данные кто, кого, как часто проверяет. Это даст возможность эффективно реагировать на злоупотребления, на каждый факт нарушения прав предпринимателей со стороны контролеров» - интересен законопроект по наделению председателя ВС и его заместителей правом возбуждать надзорное производство в случаях нарушения фундаментальных принципов правосудия другими судами и отсутствия жалобы сторон спора. Сегодня не может отменяться принятое судебное решение, если нет жалобы. В принципе жалоба - формальность. Но без нее сегодня Верховный Суд не может взяться за дело. Снова это вплотную увязывается с посылом В.В. Путина: «Надо отменять инструкции, которые никак не влияют на качество услуг и на обеспечение безопасности граждан, но при этом по рукам и ногам связывают бизнес». Как отметил председатель ВС РФ В.М. Лебедев: «Стороны иногда хотят, что называется, затвердить решение, чтобы потом не было движений назад», – высказался он о сложившейся практике. Такое правоприменение нельзя считать ни справедливым, ни корректным по отношению к людям.

    Президент напомнил, что по действующему законодательству деятельность самозанятых граждан все еще может трактоваться как незаконная предпринимательская деятельность. В связи с этим он поручил в течение 2017 года четко определить правовой статус самозанятых граждан. «Уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконную предпринимательскую деятельность. Не нужно цепляться по надуманным поводам. А чтобы таких поводов вообще не было, прошу в течение следующего года четко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать» – сказал Владимир Путин.

    Такая позиция принципиально увязывается с прошедшим первое чтение инициированным Верховным Судом законопроектом о декриминализации преступлений небольшой тяжести. Анализ статистики на протяжении 5–7 лет показал, что в составе общей судимости преступлений небольшой тяжести 55 процентов. Исключение статей из Уголовного кодекса не приведет к всплеску преступности. Изменения приведут к положительным подвижкам в социальной структуре общества за счет значительного сокращения числа лиц, имеющих судимость. Ежегодно количество привлекаемых к уголовной ответственности должно снизиться на 300 тыс. человек. Достигнуть этого результата планируется за счет декриминализации ряда статей, повышения нижнего уровня уголовно наказуемого хищения с 1 до 5 тыс. руб. и предоставления возможности фактически заменить уголовное наказание административным по преступлениям небольшой и средней тяжести. Эти новеллы как нельзя более соответствуют Посланию Президента. Более того, Президент подчеркнул: «До решения суда никто не имеет право выносить вердикты о виновности или невиновности человека».

    За формальной стороной реформирования законодательства, инициированного Верховным Судом, нетрудно различить главное – необходимость действий судебной системы «по духу закона», в интересах граждан. И этот тренд наиболее полно реализует вектор Послания Президента 2016 года – «Каждый, кто честно трудится в своем бизнесе или как наемный работник, должен чувствовать, что государство, общество - на его стороне. Справедливость – не в уравниловке, а в расширении свободы, создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И наоборот, несправедливо все то, что ограничивает возможности, нарушает права людей». В целом, анализ Послания Президента Федеральному Собранию позволяет смело говорить о том, что Верховный Суд Российской Федерации является основным субъектом реформирования законодательства по ряду наиболее значимых векторов развития права.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию