RSS

Блог

  • + 0 -

    20 июля, 2017

    Принципы фискальной нейтральности и борьба с бедностью

    Автор: Артем Кирьянов, комментариев нет

    В Государственной Думе 18 июля состоялись Парламентские слушания по Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Такое сложное официальное название носит документ, обсуждаемый в преддверии принятия бюджета.

    Отмечу, что впервые за многолетнюю историю подобных мероприятий на слушаниях выступил секретарь Общественной палаты России, причем сразу за основными докладчиками. Валерий Фадеев жестко обозначил тезис о том, что государство не может выступать инвестором экономики, льготируя отдельные отрасли и территории. Вместо этого - необходимо реинвестировать накопления населения, составляющие более 25 трлн рублей; согласен с Фадеевым в том, что одно из наиболее актуальных направлений для "народных" инвестиций – сфера ЖКХ, в которой уже есть примеры работы серьезных концессионеров, использующих облигационные схемы. В свое время передовой опыт государственно-частного партнерства в ЖКХ обсуждался на площадке ОП РФ.

    Так, по данным ежеквартального мониторинга аналитической службы Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру», во 2 квартале 2017 года 5 компаний-концессионеров осуществили выплаты купонов по облигациям на общую сумму 1,59 млрд руб. За прошедший период на Московской Бирже прошло размещение двух выпусков концессионных облигаций для реализации инфраструктурных проектов в коммунальной сфере Волгограда на сумму 3,1 млрд руб., а в Банк России направлены на регистрацию 3 выпуска облигаций для реализации проекта по строительству трамвайной сети в Санкт-Петербурге.

    По состоянию на 1 июля 2017 года в России зарегистрировано 24 выпуска облигаций 11 эмитентов-концессионеров, в Банке России осуществлена регистрация трех Программ концессионных облигаций. С их помощью будет профинансировано строительство или модернизация объектов инфраструктуры в различных отраслях: автодороги, аэропорты, системы переработки твердых коммунальных отходов, водоканалы, спортивные объекты. Суммарный объем размещенных выпусков концессионных облигаций составляет более 80 млрд руб.

    Из 24 выпусков на бирже обращается 21 выпуск (2 выпуска погашены, один выпуск на стадии размещения) на общую сумму 71,5 млрд. руб. среди которых:

    - 9 выпусков размещено в целях финансирования концессионных проектов в транспортной сфере (43,8 млрд руб.)
    - 9 выпусков размещено в целях финансирования концессионных проектов в коммунальной сфере (15,9 млрд руб.)
    - 3 выпуска размещены в целях финансирования концессионных проектов в социальной сфере (11,8 млрд руб.)

    Во 2 квартале 2017 года в 60 субъектах Российской Федерации объявлено 345 концессионных конкурсов, из которых 31 конкурс с объемом инвестиционных обязательств от 100 млн руб. до 1 млрд руб. В числе 255 завершенных во 2 квартале 2017 года конкурсов - 18 конкурсов средней категории проектов с объемом инвестиций от 100 млн руб. до 1 млрд руб. и 5 крупных конкурсов с объемом инвестиций свыше 1 млрд руб.

    Нельзя не поддержать предложение секретаря ОП РФ Валерия Фадеева задуматься о судьбе "малых городов", территорий и миллионов людей, оказавшихся на обочине экономики. Проекты и решения по стратегическому развитию макрорегионов, формирование и поддержка инфрастуктуры - один из конкретных рецептов "борьбы с бедностью".

    В целом, как председатель Исполкома Российского союза налогоплательщиков и член Общественного совета при ФНС России, могу оценить состоявшиеся парламентские слушания как серьезное обсуждение новых принципов общественного договора, ставящего во главу угла социальную справедливость. Министр финансов России Антон Силуанов пояснил «принцип фискальной нейтральности», положенный в основу изменений в налоговой политики, следующим образом: «для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не будет повышаться».

    При этом Силуанов подчеркнул, что 10 триллионов рублей в зоне «зарплат в конвертах» требуют новых подходов в треугольнике государство-работодатель-налогоплательщик, и дискуссия о конкретных мерах будет продолжена.

    В части налогового администрирования на слушаниях была высоко оценена роль Федеральной налоговой службы – в частности, методы риск-анализа, которые позволяют выводить из тени доходы юридических лиц и зарплаты работников. Благодаря цифровизации и интеграции баз данных, внедрению качественно новых систем контроля – таких, как АСК НДС-2 и контрольно-кассовой техники нового образца, маркировки товаров – стало возможным оценивать реальный объем рынка и релевантность налоговых поступлений по отраслям.

    При этом, главная тенденция в работе российских налоговых органов в последние годы – это сервисная составляющая. На практике становится очевидно: чем легче людям заплатить налоги, тем больше денег поступает в федеральную казну. Налоговые органы справляются с задачей информирования налогоплательщиков на 110%. «Внеплановые» 10% - это та деятельность, которая ведется в интересах налогоплательщиков Общественным советом при ФНС России, рядом некоммерческих организаций. Рост эффективности налогового администрирования России очевиден не только внутри страны, но и нашим зарубежным партнерам – об этом свидетельствуют результаты рейтинга Всемирного банка Doing Business последних лет.

    Подчеркну растущую роль общественного контроля в деятельности налоговых органов как признак развитого государства и налоговой системы. Общественная палата России имеет целый ряд инструментов, позволяющих влиять на законодательство, в том числе и в сфере налогообложения и налоговой политики.

    В частности, одним из ключевых механизмов участия ОП РФ в законодательном процессе является процедура «нулевых чтений», которые проводятся по законопроектам, вносимым в Государственную Думу. В сентябре этого года, по словам Антона Силуанова, планируется внесение в Госдуму проекта Кодекса неналоговых платежей – уверен, в ОП РФ пройдут продуктивные «нулевые чтения» данного документа.

    Убежден, что создание Координационного совета при ОП РФ по вопросам совершенствования налоговой политики и бюджетных отношений сыграет позитивную роль в организации и проведении «нулевых чтений», общественных слушаний по законопроектам, связанным с вопросами налоговой политики, внедрением элементов цифровой экономики, налогообложением и налоговым администрированием.

    В том числе в Государственной Думе нового созыва нам предстоит вернуться к одной из инициатив Российского союза налогоплательщиков – законодательному оформлению института налоговых консультантов в России. Развитие налогового законодательства - это процесс постоянный, который сопровождается увеличением количества нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение, активным вовлечением в налоговые правоотношения новых налогообязанных лиц, предопределяющий появление нового вида консалтинга, а именно налогового консультирования и признания его самостоятельным видом предпринимательской деятельности. С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов.

    Вернее, традиции вряд ли можно назвать полезными для государства – заработать больше, заплатить налогов меньше. Добросовестный налогоплательщик, индивидуальный предприниматель, который желает вести свой бизнес законно и уплатить все необходимые налоги, может не знать, как это сделать. Обращение к налоговому инспектору за консультацией выходит за рамки положений Налогового кодекса, по которому налоговые инспекторы обязаны налогоплательщиков информировать, но не консультировать. Обязанность по информированию налогоплательщиков налоговые органы осуществляют на сегодняшний день в полном объеме.

    Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться профессиональными налоговыми консультантами, деятельность которых будет способствовать соблюдению принципа законности налогообложения. При этом стоимость услуг для гражданина за счет объемов рынка будет адекватной.

    Особенно важно отметить вопрос ответственности налоговых консультантов. Если обратиться к международному опыту, то в Великобритании ответственность налоговых консультантов перед клиентами закреплена профессиональными правилами и, что самое важное, – на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант несет в соответствии с законодательством ответственность, которая может начинаться от предупреждения и заканчиваться вплоть до уголовной ответственности. В Польше, Чехии и Словакии - штраф, а также запрет на осуществление данной деятельности и вычеркивание из реестра налоговых консультантов. В целом международный опыт, опыт стран ОЭСР говорит об обязательном присутствии в правовом поле понятия налогового консультанта.

    Внесенный несколько лет назад в Государственную Думу проект Федерального закона «О налоговом консультировании» прошел процедуру «нулевого чтения» в Общественной палате России, имеет ярко выраженный характер защиты прав налогоплательщиков, не имеет признаков избыточного госрегулирования, статус налогового консультанта не предполагает обязательного характера, а обращение граждан и юридических лиц к налоговым консультантам носит сугубо добровольный характер, не сужая таким образом профессиональную компетенцию действующих на рынке юридических и консалтинговых игроков.

    Представляется, что парламентские слушания зафиксировали основные тренды на ближайшие три года - стабильность налоговой системы, неувеличение нагрузки на добросовестного налогоплательщика, рациональный подход в развитии предпринимательских инициатив по отдельным направлениям.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию