RSS

Блог

  • + 0 -

    18 августа, 2017

    Осенняя сессия Государственной Думы: ожидания граждан и ответы парламентариев

    Автор: Артем Кирьянов, комментариев нет

    Осенняя сессия Государственной Думы, по всей видимости, будет столь же напряженной, как и предыдущий период работы нижней палаты парламента 7 созыва. Представляется, что тренд открытости парламента к мнению общественности и населения сохранится, а законопроекты, представляющие социальную значимость, будут приниматься в рамках широкой дискуссии с участием заинтересованных лиц.

    Проблемы реновации и дольщиков: в фокусе парламентского контроля

    Этот подход был ярко продемонстрирован Государственной Думой в рамках парламентских слушаний по законопроекту о реновации Москвы и проблемам участников долевого строительства. В частности, по итогам публичных обсуждений и доработки законопроекта о реновации гражданам предоставляется право выбора между натуральной компенсацией и денежной, снимается вопрос так долго дискутировавшейся проблемы понятий равноценного и равнозначного жилья. Владельцам нежилой недвижимости, представителям бизнеса будет предоставлен равноценный объект. Подтвержден принцип переселения в границах одного района. Четко определены правила входа и выхода из программы: вход был определен двумя третями собственников, блокирование участия дома в программе реновации – одна треть собственников, выход из программы возможен в любой момент по итогам общего собрания собственников на любом этапе реализации Программы до заключения первого договора предоставления нового жилья.

    Вопросы дольщиков поднимаются в публичном плане регулярно, проходят митинги в различных регионах России – обманутые дольщики ищут справедливости и своих квартир в судах, у региональных чиновников, в правоохранительных органах. Председатель Госдумы Вячеслав Володин на парламентских слушаниях, посвященных законопроекту о Компенсационном фонде долевого строительства, сразу определил, что ключевая задача закона – защита прав граждан. В этой логике развивалось и принятие закона. В части конкретных действий, которые предприняла Государственная Дума, представляется важным введение механизмов парламентского контроля деятельности Компенсационного фонда. Однако не следует забывать об общественном контроле в силу закона. В этой связи представляется уместным предусмотреть специальный порядок осуществления общественного контроля деятельности компенсационного фонда и расходов, возникающих в рамках осуществления его функций и полномочий, внеся при этом соответствующие дополнения в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

    Представляется важным создание рабочих групп в Государственной Думе и по вопросу реновации, и по проблемам участников долевого строительства. Полагаю, что Общественная палата Российской Федерации в рамках своего регламента создаст механизмы, позволяющие учесть мнение населения, и, в рамках мониторинга правоприменительной практики, предложить законодателю варианты усовершенствования нормативных актов, касающихся миллионов россиян.

    Налоговая политика: лицом к гражданам

    Также в череде парламентских слушаний нельзя не отметить состоявшиеся 18 июля парламентские слушания по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

    Отмечу, что впервые за многолетнюю историю подобных мероприятий на слушаниях выступил Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев, который жестко обозначил тезис о том, что государство не может выступать инвестором экономики, льготируя отдельные отрасли и территории. Вместо этого необходимо реинвестировать накопления населения, составляющие более 25 трлн рублей; согласен с Фадеевым в том, что одно из наиболее актуальных направлений для «народных» инвестиций – сфера ЖКХ, в которой уже есть примеры работы серьезных концессионеров, использующих облигационные схемы. В свое время передовой опыт государственно-частного партнерства в ЖКХ обсуждался на площадке ОП РФ.

    Нельзя не поддержать предложение Секретаря ОП РФ задуматься о судьбе «малых городов», территорий и миллионов людей, оказавшихся на обочине экономики. Проекты и решения по стратегическому развитию макрорегионов, формирование и поддержка инфрастуктуры – конкретные рецепты «борьбы с бедностью».

    Таким образом, возможно ожидать в рамках осенней сессии Государственной Думы серьезного диалога по вопросам развития местного самоуправления, стратегического развития территорий, изменениям в Градостроительный кодекс, вопросам привлечения инвестиций в ЖКХ.

    В сентябре этого года, по словам выступавшего на парламентских слушаниях министра финансов России Антона Силуанова, планируется внесение в Госдуму проекта Кодекса неналоговых платежей – уверен, в ОП РФ пройдет продуктивное «нулевое чтение» данного документа перед принятием его в стенах Государственной Думы.

    Также министр финансов России пояснил «принцип фискальной нейтральности», положенный в основу изменений в налоговой политике, следующим образом: «для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не будет повышаться». Этот тезис в значительной степени увязан с успехами налогового администрирования, осуществляемого ФНС России – в частности, методы риск-анализа, которые позволяют выводить из тени доходы юридических лиц и зарплаты работников. Благодаря цифровизации и интеграции баз данных, внедрению качественно новых систем контроля – таких, как АСК НДС-2 и контрольно-кассовой техники нового образца, маркировки товаров, стало возможным оценивать реальный объем рынка и релевантность налоговых поступлений по отраслям. При этом главная тенденция в работе российских налоговых органов в последние годы – это сервисная составляющая. На практике становится очевидно: чем легче людям заплатить налоги, тем больше денег поступает в федеральную казну. Налоговые органы справляются с задачей информирования налогоплательщиков на 110%. «Внеплановые» 10% - это та деятельность, которая ведется в интересах налогоплательщиков Общественным советом при ФНС России, рядом некоммерческих организаций. Рост эффективности налогового администрирования России очевиден не только внутри страны, но и нашим зарубежным партнерам – об этом свидетельствуют результаты рейтинга Всемирного банка Doing Business последних лет.

    В развитие «сервисной составляющей» налогового администрирования экспертное сообщество, в том числе Российский союз налогоплательщиков, поддерживают внедрение института специального авансового взноса, который предусматривает зачисление денежных средств на специальный код бюджетной классификации (далее – КБК) и их последующее зачисление в режиме «налогового автомата» в погашение имеющихся налоговых обязательств граждан. Данная возможность, предоставляемая налогоплательщику изменениями в ст.ст. 45, 60 Налогового кодекса Российской Федерации, не исключает право налогоплательщика оплачивать налоги на соответствующие налоговым обязательствам КБК.

    С учетом значительного количества обращений физических лиц по вопросам, возникающим с техническим распределением платежей, сбоями и ошибками при зачислении налоговых платежей в бюджет РФ, принятие закона о специальном авансовом взносе представляется крайне актуальным. Уплата налоговых платежей авансовым взносом позволит физическим лицам сократить время на оформление платежей, производить в том числе и предварительную оплату налогов, не беспокоясь о соблюдении сроков и распределении суммы платежа по налогам, единым расчетным документом. Данный расчетный документ будет включать в себя начисления по объектам налогообложения, находящимся в разных субъектах Российской Федерации, поскольку в новых условиях уплата будет производиться без разбивки на налоги (транспорт, земля, имущество) и виды платежа (пени и штрафы).
    Уплата налоговых платежей авансовым взносом исключит ошибки плательщиков при заполнении нескольких платежных поручений с указанием реквизитов различных КБК (по налогам, пени), ОКТМО и счетов УФК субъектов Российской Федерации (по месту нахождения объектов недвижимости). Уменьшится объем невыясненных поступлений финансовых средств, будет обеспечено их своевременное поступление в доход соответствующих бюджетов. Принятие данного закона хотелось бы увидеть в рамках осенней сессии Государственной Думы.

    В том числе нам предстоит вернуться к одной из инициатив Российского союза налогоплательщиков – законодательному оформлению института налоговых консультантов в России. Развитие налогового законодательства – это процесс постоянный, который сопровождается увеличением количества нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение, активным вовлечением в налоговые правоотношения новых налогообязанных лиц, предопределяющий появление нового вида консалтинга, а именно налогового консультирования и признания его самостоятельным видом предпринимательской деятельности. С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов. Добросовестный налогоплательщик, индивидуальный предприниматель, который желает вести свой бизнес законно и уплатить все необходимые налоги, может не знать, как это сделать. Обращение к налоговому инспектору за консультацией выходит за рамки положений Налогового кодекса, по которому налоговые инспекторы обязаны налогоплательщиков информировать, но не консультировать. Обязанность по информированию налогоплательщиков налоговые органы осуществляют на сегодняшний день в полном объеме.

    Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться профессиональными налоговыми консультантами, деятельность которых будет способствовать соблюдению принципа законности налогообложения. При этом стоимость услуг для гражданина за счет объемов рынка будет адекватной.

    Особенно важно отметить вопрос ответственности налоговых консультантов. Если обратиться к международному опыту, то в Великобритании ответственность налоговых консультантов перед клиентами закреплена профессиональными правилами и, что самое важное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант несет в соответствии с законодательством ответственность, которая может начинаться от предупреждения и заканчиваться вплоть до уголовной ответственности. В Польше, Чехии и Словакии – штраф, а также запрет на осуществление данной деятельности и вычеркивание из реестра налоговых консультантов. В целом международный опыт, опыт стран ОЭСР говорит об обязательном присутствии в правовом поле понятия налогового консультанта.

    Внесенный в прошлом созыве Государственной Думы проект Федерального закона «О налоговом консультировании» прошел процедуру «нулевого чтения» в Общественной палате России, имеет ярко выраженный характер защиты прав налогоплательщиков, не имеет признаков избыточного госрегулирования, статус налогового консультанта не предполагает обязательного характера, а обращение граждан и юридических лиц к налоговым консультантам носит сугубо добровольный характер, не сужая таким образом профессиональную компетенцию действующих на рынке юридических и консалтинговых игроков. Полагаю, что продолжение обсуждения данного законопроекта может начаться уже в рамках осенней сессии.

    Зоозащита и похоронное дело. Время навести порядок.

    К числу законопроектов, крайне беспокоящих население и общественность, безусловно, относится подготовленный ко второму чтению в Государственной Думе законопроект №458458-5 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в парламент еще в 2010 году. Законопроект на сегодняшний день отражает взаимоотношения людей и животных, предотвращает жестокое обращение с животными. К примеру, содержит метод ОСВВ как один из основных методов регулирования численности безнадзорных животных, предполагает наличие приютов в субъектах Российской Федерации как основных центров содержания животных, лицензирование цирков, зоопарков, зоотеатров.

    По мнению экспертов, непринятие закона до конца 2017 года не только не снимет напряженность в обществе, но и приведет к новой волне насилия над животными, в том числе, связанной со вступлением в силу решения Верховного Суда РФ, отменяющего метод ОСВВ в отдельных регионах страны. Это может привести общество к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями.

    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 09 июля 2017 года №Пр-1330 по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации в сентябре 2017 года, доработанный проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должен быть представлен в Правительство Российской Федерации. Полагаю, принятие данного законопроекта состоится в период осенней сессии Государственной Думы, знаменуя собой окончание длительного периода дискуссий как на уровне экспертного сообщества, так и общественности.

    Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер. Ежегодно в стране в среднем уходят из жизни 2 млн человек. При этом уже традиционным стало мнение о крайней криминализованности рынка похоронных услуг, что подтверждается как широко известной трагедией на Хованском кладбище, так и без формата вооруженных столкновений: и коррупционными делами, и массовыми жалобами граждан.

    С 2005 года законодательное регулирование отрасли замерло. А с 2003 года было отменено лицензирование похоронной деятельности. Сегодня очевидно, что в данном вопросе государство допустило ошибку, исправлять которую необходимо в кратчайшие сроки.

    Участниками рынка, экспертами широко обсуждается новое законодательство – в частности, проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как участник ряда таких обсуждений могу сказать, что понимание необходимости нового законодательного регулирования в отрасли есть, по крайней мере, в той части, которая готова добросовестно работать.

    Законопроект предполагает, в целях повышения уровня доступности, качества и удовлетворенности граждан услугами по погребению умерших, организацию оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и, в случае необходимости, резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования; государственную регистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

    На федеральном уровне будут решены вопросы создания и деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе требования к их материально-техническому оснащению и наличию квалифицированного персонала; определения стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества; осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения.

    Регулирование отрасли в целом с муниципального уровня переходит на федеральный и региональный: на федеральном уровне закрепляются общие положения и требования функционирования отрасли, на уровне субъектов – дополнительные, с учетом особенностей региона. Таким образом мы уходим от неконтролируемого процесса на местах, снижаем риск коррупционности похоронного дела. Безусловно, необходимо создание единой федеральной автоматизированной системы учета умерших и мест захоронений, а также объектов похоронного назначения.

    В целом считаю, что работу по принятию проекта федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо максимально ускорить в интересах граждан Российской Федерации.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию