RSS

Блог

  • + 0 -

    05 октября, 2017

    Разбор полетов

    Автор: Артем Кирьянов, комментариев нет

    Проблемы российских туристов, связанные с деятельностью авиакомпаний, стали уже привычным атрибутом сезона отпусков. До сих пор мы помним ситуацию с компанией «Трансаэро», показавшую, что доверять свою отпускную судьбу не следует даже так называемым лидерам рынка. И вот десятая в России по числу перевезенных пассажиров авиакомпания «ВИМ-Авиа» разваливается на глазах — с возбуждением уголовного дела, реакцией на ситуацию первых лиц государства и другими признаками чрезвычайного происшествия.

    Видимо, такие понятия цифровой экономики, как риск-анализ, никак не могут прижиться в системе управления авиацией. Тем не менее в разборе полетов важно выделить юридический корень зла и понять, какие решения навсегда оставят в прошлом истории о брошенных на произвол судьбы туристах.

    Возбуждение уголовного дела выглядит своевременно и отвечает настроению людей: безусловно, зло должно быть наказано, а справедливость — восторжествовать. Следственными органами по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере»).

    Но понятно, что доказательства преступного умысла собственников и менеджмента компании собрать крайне сложно. Также проблематично выглядит ситуация с компенсациями пострадавшим — сегодня следователи ждут заявлений от всех, кто считает себя таковым, поскольку этого требует уголовно-процессуальное законодательство (уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению потерпевшего, если предметом хищения не является государственное или муниципальное имущество). Заявления граждан будут приобщены к уголовному делу вместе с документами, подтверждающими приобретение билетов.

    Основная аргументация правоохранительных органов для людей — если они не попадут в список потерпевших в рамках уголовного дела, то компенсацию не получат. Но и наличие фамилии в этом списке не гарантирует возврат потраченных сумм. Взыскивать долги будут с арестованного имущества компании и имущества фигурантов уголовного дела только в том случае, если будет доказано, что данное имущество было получено вследствие преступных действий обвиняемых.

    Следовательно, полагаться на Уголовный кодекс в данном случае не стоит, необходимо рассматривать системные решения. К этому призвал, в частности, председатель Госдумы Вячеслав Володин, поставивший профильному комитету парламента задачу проработать комплекс мер, направленных на защиту прав пассажиров. Нет сомнений, что повторения этой ситуации допустить нельзя ни в коем случае. Важно определить юридические формы, способные предотвратить внезапное банкротство перевозчика, при котором в массовом порядке страдают пассажиры.

    Росавиация предлагает для решения проблемы внедрить систему обязательного страхования. Страховой сбор в 10 рублей с каждого авиабилета позволит создать резерв на 1 млрд рублей. Этого будет достаточно в случае банкротства любой авиакомпании, заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме. С этим теоретически можно согласиться, если бы не печально известная ситуация на страховом рынке. И если бы не факт, что, к примеру, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составила около 10 млрд рублей. И если бы в конечном счете не граждане оплачивали риски авиаперевозчиков из своих карманов.

    Представляется, что решение все-таки лежит в плоскости создания Резервного фонда объединения авиаперевозчиков. Российское законодательство уже располагает примером аналогичного регулирования в смежной отрасли — закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил правовой статус Резервного фонда объединения туроператоров как механизм финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам.

    Поиск системного законодательного решения может идти и в разрезе введения специальных норм уголовной ответственности руководителей компаний-авиаперевозчиков, по аналогии с ответственностью застройщиков, работающих с гражданами по договорам долевого участия. Закрепление повышенной ответственности в сфере авиаперевозок вполне адекватно ожиданиям россиян.

    Однако необходимо обратить серьезное внимание и на качество работы органов исполнительной власти, регулирующих авиаперевозки. Без жесткого контроля исполнения законодательства, риск-анализа рынка, прогнозирования развития конкретных перевозчиков новая юридическая конструкция точно «не полетит».

    Источник

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию