RSS

Блог

  • + 0 -

    12 марта

    Цифровая экономика как основа прозрачности общественных отношений. Новый общественный договор

    Автор: Артем Кирьянов, комментариев нет

    Доклад на конференции «Цифровая революция: видение гражданского общества» в рамках заседания Президиума МАЭСССИ с участием делегации из 25 стран мира.

    Цифровая революция, использование принципиально новых технологий в экономике и государственном администрировании с неизбежностью ставит вопрос о качественном изменении общественных отношений. Прозрачность процессов, связанных с экономической основой жизни общества, прозрачность каждого гражданина конкретной страны с неизбежностью ставит вопрос о новых идеалах социальной справедливости, вопросы борьбы с бедностью и сокращения разрыва между бедными и богатыми; в конечном счете, цифровизация побуждает общественные силы к формулированию новых принципов и парадигм общественного договора, поиску новой роли и места государства по отношению к частной жизни гражданина.

    В своем докладе автор хотел бы подчеркнуть, что перспективы цифровой революции, ее ценность для человека имеют граничные условия в виде наличия институтов гражданского общества и механизмов общественного (гражданского) контроля.

    Общественная палата России в силу закона является субъектом общественного контроля. Также в рамках Федерального закона «Об Общественной палата Российской Федерации» готовится ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в России. В частности, в Докладе за 2017 год подчеркивается: «Социологические исследования последнего времени показывают возросший общественный запрос на справедливость. Никто не считает неправедным богатство, заработанное своим трудом. Но люди крайне болезненно воспринимают необъяснимую и недоступную простому человеку роскошную жизнь... Граждане протестуют против сословности везде – от медицины до юстиции, против привилегий, которые дают возможность кому-то обходить общие правила, попирать установленные нормы. Миссия гражданского общества видится как раз в том, чтобы устранять такую несправедливость, ведь несправедливое неравенство стало тормозом в развитии страны».

    Решение вопросов, поставленных обществом, на сегодняшний день в значительной степени лежит в плоскости анализа финансовых потоков, налогообложения, качества и эффективности налогового администрирования. Это та грань государственного контроля, которая позволяет обществу четко, с математической точностью, формировать новые стратегии развития.

    Мы живем в эпоху прорывных информационных технологий. Многие отрасли экономики и промышленности претерпевают, из-за широкого распространения информационных технологий и телекоммуникаций, значительные изменения.

    Цифровизация - это новая бизнес-модель. Крупнейшие компании во всем мире стремительно движутся в ногу с цифровым прогрессом, применяя технологии, которые еще вчера относились к области научной фантастики: облачные вычисления, блокчейн, искусственный интеллект, биометрическая безопасность, «интернет вещей».

    Благодаря новым технологиям цифровой бизнес легко масштабируем для всего глобального мира, и может обеспечить эффективное персональное обслуживание всех клиентов, везде и всегда. Сейчас почти вся информация оцифрована, и в считанные секунды пересекает межстрановые и межконтинентальные границы. Это само по себе является вызовом для финансовых институтов в целом и налоговых администраций в частности.

    Все, что мы делаем как в личном, так и в деловом плане, в недалеком будущем будет измерено и записано. Налоговым администрациям необходимо воспользоваться этими возможностями как для обеспечения соблюдения налоговой дисциплины, так и для выхода на качественно новый уровень предоставления услуг.

    Переход к цифре, будь то безналичный расчет или документ в электронном виде, – это инструмент в борьбе с налоговой оптимизацией и выводом из тени деятельность субъектов отдельных секторов рынка, так как каждую транзакцию и оборот документа можно отследить в системе.

    По ряду оценок, объем теневого сектора экономики России составляет 22% ВВП. В странах Европы в среднем размер теневой деятельности составил 18%.

    Многие современные технологии уже стали реальностью не только для частного сектора, но и плотно укоренились в налоговом администрировании.

    Аналитика больших данных, умные порталы, мобильные платформы, интеграция в естественную среду клиентов, «интернет вещей» (Контрольно-кассовая техника нового образца, в режиме онлайн передающая данные об операциях в розничной сети в налоговые органы, и маркировка отдельных видов товаров - меховых изделий, лекарств) – это уже настоящее для налоговой службы России.

    В понимании налоговой службы поток «Больших данных» включает в себя целый ряд источников, часть из которых уже создан, а часть находится в процессе создания.

    Мы стоим на грани революции, которая может изменить знакомую нам парадигму налогового администрирования. Для того, чтобы не потерять контроль, налоговые администрации должны руководить этим процессом и формировать такую среду, которая подходит под их потребности.

    Нет необходимости ждать, пока потоки данных возникнут и устремятся в налоговые органы. Необходимо использовать технологии для формирования потоков данных, которые могут помочь налоговым администрациям.

    Если заглянуть в будущее, возможно предположить, какие технологии станут востребованы в самое ближайшее время:

    •    Искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети (deep learning) - позволят значительно повысить автоматизацию всех процессов, сделать их дешевле и понятнее для клиентов, существенно ускорить многие процедуры и бизнес процессы, качественно улучшить контрольную работу налоговых органов. Эти решения найдут свое применение для самых различных целей:
    -    обработка естественного языка (natural language processing),
    -    анализ больших данных, предсказания (predictive analytics) и поведенческая аналитика (behavioral analytics).

    •    Виртуальные ассистенты. Скорейшее распространение этой технологии плотно связано с развитием нейронных сетей и искусственного интеллекта.

    •     Блокчейн или технология распределенного реестра, – вокруг этой технологии, наверное, сейчас больше всего дискуссий. Если оставить в стороне вопрос криптовалют, то блокчейн, действительно, является очень многообещающей разработкой. Эта технология позволяет достигнуть нового уровня доверия, гарантировать неизменность и надежность хранения данных, более того, наиболее глубоко интегрировать налоги в жизнь с помощью умных контрактов, предусматривающих автоматическую уплату налогов при наступлении определенных событий.

    К этому списку можно добавить также Customer Intelligence - это технологии кастомизации предложений под возрастающие потребности различных категорий пользователей – для формирования цен, скоринга и оценки рисков, а также персонализации взаимодействия с клиентом.

    Также для многих людей биометрия - это уже привычная вещь, которую мы используем каждый день в своих смартфонах. Она также будет более широко применяться в госсекторе.

    Цифровая революция создает колоссальные возможности для осуществления цифровой трансформации налоговых администраций.

    Налоговым администрациям нужно взять инициативу в свои руки и контролировать развитие своей цифровой среды. Технологии позволят им добиваться результатов, о которых раньше можно было только мечтать.

    Полные и качественные данные могут повысить налоговую определенность и снизить административную нагрузку на налогоплательщиков, а также сделать соблюдение налоговой дисциплины полноценным цифровым сервисом.

    В перспективе технологии позволят создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства. Построение такой системы способно серьезно повысить уровень взаимного доверия между государством и обществом, повысить прозрачность экономики для всех субъектов, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность государственных доходов. При этом вопросы о происхождении финансовых средств, наличии коррупционной составляющей в деятельности государственных служащих перейдут из плоскости доказывания в плоскость очевидного декларирования.

    Актуальность развития налоговых сервисов и повышения эффективности налогового администрирования на базе цифровых технологий, продемонстрированная выше, позволяет говорить о перспективах качественного изменения общественных отношений. Эти изменения видятся в русле развития общественного контроля. Сегодня общественный контроль в России закреплен юридически, законами на уровне федерации и регионов. Тем не менее, необходимо совершенствование законодательства в данной сфере, и этот тезис нашел свое отражение в Поручении Президента Российской Федерации действующему составу Общественной палаты РФ.

    Общественного внимания и контроля требуют такие ключевые сферы деятельности, как судебная, правоохранительная, оборонная, банковская, избирательная, однако в Федеральном законе не установлен порядок его осуществления с учетом специфики этих сфер.

    В первую очередь, в федеральное законодательство надо внести изменения и дополнения в части конкретизации полномочий субъектов общественного контроля и механизмов его осуществления.

    Также необходимо наладить координацию деятельности субъектов общественного контроля на уровне регионов и органов местного самоуправления, с включением в эту систему общественных советов при органах исполнительной власти и подразделениях правоохранительных органов. Именно общественные советы в перспективе должны стать точкой опоры общественного контроля в регионах.

    Одной из важных проблем является недостаточная определенность понятийного аппарата в действующем Федеральном законе, из-за чего возникают различные его толкования, трудности в реализации его положений, что в целом не способствует системному совершенствованию правовых основ организации и осуществления общественного контроля. Следует установить или уточнить содержание понятий «публичные полномочия», «общественный интерес», «общественно значимая деятельность», «объект общественного контроля», «субъект общественного контроля» и других ключевых для осуществления функций общественного контроля понятий.

    С учетом первостепенной важности общественного контроля для повышения качества коммуникаций между органами власти и гражданами РФ, представляется необходимой разработка плана-графика («дорожной карты»), предусматривающего осуществление мер законодательного, организационного и финансового характера в части совершенствования законодательства об общественном контроле, в том числе   разработка проектов подзаконных актов, обеспечивающих исполнение законодательства об общественном контроле в Российской Федерации и устанавливающих обязанность учета результатов общественного контроля органами и организациями, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля.

    Использование цифровых технологий, продемонстрированное в сфере налогового администрирования, может быть перенесено в среднесрочной перспективе и в сферу общественных отношений.

    «Цифровая демократия» не будет единственным возможным ответом на запросы людей, но станет намного более релевантной и измеряемой для каждого гражданина, в серьёзной степени повысит уровень доверия гражданина к государственным институтам и электорального доверия избирателя к выборным органам власти.

    В этой связи представляется ключевой роль механизмов общественного и гражданского контроля, которые на основе массовости своего применения с использованием цифровых технологий станут стабилизирующим фактором переходного периода, на протяжении которого будут формироваться отношения человека, власти и общества в рамках нового Общественного договора.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию