RSS

Блог

  • + 0 -

    02 декабря, 2011

    Что делать с мигрантом?

    Автор: Иосиф Дискин, комментариев нет

    Конечно же, миграция - не новое явление. В истории России было много волн миграции. Сейчас смешно говорить, но в последней четверти XIX века в Москве очень обсуждалась проблема татарской миграции. Сегодня татарская община глубоко интегрирована в российское общество, и определить, кто где, ни по поведению, ни по языку невозможно. Проходит время, и община, если есть настрой на интеграцию, встраивается в общество.

    А в Советском Союзе у нас была планируемая миграция. Ведомства получали разрешения на то, чтобы привлечь иногородних по лимиту. Но эти люди, во-первых, были под административным надзором, эти люди были обеспечены жилищным пространством, и никаких противостояний не было.

    Кроме этого, были мигранты, получившие определенный статус в карьере. Лучшие врачи, лучшие профессора, администраторы с хорошим языковым образованием приезжали в Москву. Лео Бокерия - абхаз по национальности, один из лучших представителей русской интеллигенции. Один из великих русских врачей.

    Сегодня есть опять две группы мигрантов. Первая - это люди, которые приехали сюда прожигать жизнь, которые покупают дорогие квартиры, ночные клубы. И там мы видим возмущающие любого нормального человека поступки - приставание к женщинам, вещи, абсолютно недопустимые, вызывающие негодование. И вторая проблема - это большое количество людей, разговаривающих на иностранном языке, бедных, с другой манерой поведения, вызывающих настороженность. Чужих.

    Мы в Общественной палате говорили о необходимости простых вещей: чтобы люди, отвечающие за места общественного питания и отдыха, соблюдали установленный сегодня порядок. Никаких новых законов не нужно, просто требуется соблюдать уже существующие под угрозой закрытия заведений. И тогда секьюрити не просто выталкивали бы провоцирующих драку на улицу, где бы они продолжали выяснять отношения, а принимали бы нормальные действенные меры.

    И как только бы начались действенные меры, все те, кто участвует в конфликтах, вели бы себя по-другому. А то получается, что ради лишней копейки владельцы ресторанов, ночных клубов готовы терпеть совершенно антиобщественное поведение. Когда называют вещи своими именами, сразу становится понятно, что делать.

    А вторая группа мигрантов - люди в тяжелой жизненной ситуации. Войны, отсутствие работы на родине, необходимость кормить семью… Нередко приезжие обладают очень высоким статусом у себя, но там нет работы для преподавателя, нет работы для инженера, и они приезжают сюда класть плитку, строить дачи, мести дворы.

    И эти люди оказываются в очень зависимом положении у нечистоплотного бизнеса, который пользуется их безвыходным положением.

    Безусловно, нужно требовать от мигрантов, чтобы они говорили по-русски, но нужно также этническим общинам проявлять заботу, чтобы они не только поддерживали сохранение национальной культуры, языка, но и поддерживали изучение русского языка их земляками-мигрантами, отстаивали их право пользоваться медицинскими учреждениями.

    Между прочим, в Испании есть железный принцип - неважно, легальный ты или нелегальный мигрант, но право на медицинское обслуживание у тебя есть всегда. Должна быть такая норма, более того, должны быть специализированные медицинские центры, потому что в обычной поликлинике не очень знакомы с тем, как лечить туберкулез, у нас его не так много.

    А уж гепатит, который они привозят с собой, очень заразная, опасная болезнь. Поэтому заболевшим мигрантам нужно помогать, осуществлять профилактику, выявлять тех, кто болен. Всем этим надо заниматься, а не просто требовать у приезжего медицинскую справку. Мы знаем цену этим справкам. Должна быть система, обязательная диспансеризация. Тем более должны быть гарантии, ведь многие люди в продовольственных магазинах работают, на предприятиях общественного питания. Конечно, должны быть поставлены жесткие заслоны, чтобы эту справку нельзя было купить в России. А то едешь в метро, читаешь - пожалуйста, продают.

    Чтобы там ни говорили, но все профессионалы сходятся в том, что Россия нуждается в определенных потоках мигрантов. Хорошо бы, конечно, как президент Медведев предлагает, чтобы к нам приезжали наши же соотечественники - профессора, ведущие менеджеры. Но приезжают еще и другие, которые работают дворниками, разнорабочими, в строительстве.

    Надо поблагодарить Федеральную службу миграции, которая позволяет легализовать эти потоки, установила заявительный принцип регистрации. Но вся эта система требует упорядочения и контроля, потому что постоянно возникают всякие радикальные предложения, но ведь надо оценивать их последствия!

    Если в центре Москвы стоит толпа и разговаривает на своем языке – это не трагедия. Однако я за терпимость и толерантность, пока люди не преступают определенную черту – то ли это мигранты, то ли наши футбольные болельщики.

    Эту черту, границу надо вырабатывать совместно. И это дело не государства, это дело гражданского общества. Если люди собираются долго жить здесь (я же не зря начал с татар), то, конечно, задача состоит в том, что мы должны их интегрировать в российское общество.

    Возникает вопрос: как избежать появления анклавов? Допустим, торговля на вещевых рынках – ею занимаются определенные этнические группы, которые живут компактно и чаще всего рядом с рынком. Есть один рецепт, и за рубежом он хорошо известен: надо соблюдать закон. Не должно быть органа правопорядка, который служит «крышей» для этого рынка. Должны соблюдаться все законные правила торговли, выплаты налогов.

    Второе, это вопрос и к нашим правоохранительным органам, и к нашим коллегам - участникам общественных советов при органах внутренних дел. Извиняюсь, никуда не исчезала агентурная работа. Никуда не исчезала деятельность правоохранительных органов, связанная с профилактикой создания таких криминально ориентированных анклавов. Существование объективных предпосылок не значит, что они непременно должны реализовываться.

    Кроме того, это дело гражданского общества - взаимодействие с национальными культурными объединениями. Должна вестись постоянная работа, надо людям объяснять: вы играете с огнем. Если вы потворствуете тому, что в ваших зонах начинают главенствовать криминальные авторитеты, вас ждет судьба «Черкизона», терпение власти и общества небеспредельно. Либо вы начинаете развивать это в соответствии с законами и нормами пребывания в той культурной среде, которая приняла вас, либо весь этот бизнес будет очень недолгим.

    Должна быть игра не на один шаг, а, как в шахматах, хотя бы на три-пять. Тогда люди начнут понимать, что нельзя устраивать мусорную свалку, необходимо соблюдать санитарные нормы, необходимо соблюдать нормальные правила торговли и необходимо соблюдать общую атмосферу взаимного сосуществования. Ведь все-таки люди моего поколения много бывали на разных рынках на территории бывшего Советского Союза, и доброжелательная атмосфера восточных базаров всем хорошо известна. Там же ни у кого не возникало напряжения!

    К сожалению, к тому, что мы говорим, чаще прислушиваются люди взрослые, состоявшиеся. Молодежь часто, наоборот, демонстрирует, что они такие крутые, что им даже мнение стариков, аксакалов, не очень важно. И это тоже одна из причин, почему сегодня возникают все те проблемы, которые мы обсуждаем.

    Молодые люди, вырвавшиеся из традиционного общества, где их достаточно жестко контролировали - на Северном Кавказе, в Средней Азии - чувствуют, что здесь им никто не указ, терпимость и толерантность российского общества воспринимается как слабость и вседозволенность. Много раз мне мои чеченские друзья говорили: «Да если бы они у нас вели себя так, как они ведут себя в Москве, они не прожили бы и пяти минут».

    И, конечно, это вопрос сохранения толерантности, которой славилось всегда русское общество, но при этом проявления большей требовательности к соблюдению норм, без вмешательства в допустимые нормы культурной жизни и самобытности.

    Да, на улице резать баранов в Курбан-Байрам - это безобразие. Но традиции самого жертвоприношения там, где это не затрагивает людей, - это внутреннее дело соответствующей диаспоры, религии.

    Если соответствующая общность, диаспора скинулись, создали специальное место, где можно приносить в жертву барана, где его режут, где его разделывают, где это происходит с соблюдением санитарных норм, но при этом не затрагивает тех, кого это не касается, вот это и есть взаимные правила поведения и хозяев, принимающей стороны, и приезжих.

    Нужно разводить пространство, и тогда вообще не возникает вопросов. А там, где мы соприкасаемся, соблюдать нормы, которые приняты в российском обществе.

    Госдума уходящего созыва в первом чтении приняла законопроект, который требует обязательного знания русского языка от иностранца, который приезжает в Россию для работы. Поможет ли в какой-то мере это нововведение? Это не очень жесткие требования, только вопрос состоит в том, что нужно, чтобы была не только проверка русского зыка, но и курсы, где бы можно было выучить язык. И нужно, чтобы в программу изучения входили элементы культуры, этики поведения в общественных местах, этики взаимоотношений. Тогда это пойдет на пользу.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию