RSS

Блог

  • + 0 -

    12 января, 2012

    Нужна ли «православная» партия?

    Автор: Всеволод Чаплин, комментарии 6

    Похоже, начинается время бурного партийного строительства. Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать «православную» или «христианскую» партию без формального упоминания об этом в названии – вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции – Партией справедливости и развития.

    Нет препятствий к созданию упомянутых партий и со стороны Церкви. В Основах ее социальной концепции читаем: «Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов. Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам» (V.4). Впрочем, в том же пункте документа цитируется постановление Архиерейского Собора 1977 года, говорящее, что организации, участвующие в политическом процессе, «не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию».

    Итак, Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы.

    Но вот главный вопрос, ответа на который я пока не знаю: возможна ли «православная»/«христианская» партия в нынешней России? Опыты 1990-х годов, которые я близко наблюдал, были скорее неудачными, хотя и инициировались неплохими, искренними людьми (не имею в виду одну группу, в которой за названием скрывались чисто коммерческие интересы и которая вообще не вела политической деятельности). Главными проблемами стали раздробленность, мелкий вождизм и взаимная отчужденность, если не вражда.

    Опубликовано на: pravoslav-pol.livejournal.com

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (6)

  • 12.01.2012 14:13:00

    Федоров Георгий

    По закону православную партию, действительно, создавать нельзя. Думаю, что заявление было сделано отцом Всеволодом, прежде всего, для того, чтобы провести мониторинг последующей реакции в церковных и светских кругах, а также, чтобы инициировать некую общественную и экспертную дискуссию.

    Как нечто практическое я бы историю с созданием подобной партии не стал бы воспринимать.

    До настоящего времени в российской партийной структуре сохранялся статус-кво: партии де-юре и де-факто носили преимущественно светский характер. По моему мнению, нарушение этого статуса и возникновение хотя бы одной «религиозной партии» выльется в межконфессиональное напряжение и последующее создание большого количества новых подобных партий просто для того, чтобы удержать равновесие. Опять-таки сложно будет определить лидеров партий, ведь, как известно, даже внутри одной конфессии у разных паств могут быть разные приоритеты!

    В итоге, при самом лучшем исходе у нас будут новые избыточные и не политические, по своей сути, партии. В худшем, внутри подобных квазиполитических структур освоятся радикальные течения и в этом случае последствия могут быть уже едва ли обратимыми.

    Отмечу при этом, что в нынешних политических партиях работает много воцерковленных людей, относящихся к различным конфессиям. Эти люди часто советуются со своими духовными наставниками, соотносят свои решения с позицией церкви.

    Политика и религия в России испокон веков идут рука об руку и едва ли нужно что-то радикально менять, сводя их воедино.

    Таким образом, я бы не стал увлекаться аналогиями с Западной Европой или Турцией, в силу того, что там иная расстановка сил и другие исторические традиции.

    Ответить

  • 13.01.2012 12:14:12

    Ateists

    И будут эти партии представлять интересы очень узкой группы людей. А это не допустимо.

    Ответить

    • 15.01.2012 11:23:02

      Садчиков Николай

      Ateists говорит: "И будут эти партии представлять интересы очень узкой группы людей. А это не допустимо" Во-первых, людей, разделяющих идеи православия много. Во-вторых, если бы их было действительно мало, то почему создание партии, о которой говорит Чаплин, не допустимо Также обращаю внимание на слова: "но (Церковь) не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы». Я считаю, что создание такой партии было бы очень полезно. Ибо, как показывает настоящая жизнь, идеи коммунизма и капитализма проявляют себя не с очень хорошей стороны.

      Ответить

  • 16.01.2012 15:04:39

    Шувалова Людмила

    Комментарий к статье Всеволода Чаплина «Нужна ли «православная» партия?»

    Безусловно, нужна политическая сила, которая будет защищать наши ценности и традиции, а они в России во многом сформировались на основе православия. Если в политическом пространстве не присутствует идея сохранения фундаментальных российских ценностей, то принятие тех или иных политических и экономических решений неизбежно будет основываться лишь на принципах прагматической эффективности в решении текущих задач. Поэтому, партия, в уставе и программных документах которой будут закреплены положения с опорой на христианские ценности, должна в политическом поле отстаивать соответствующее принципы уважительного и ответственного отношения к вере, к браку – как к союзу мужчины и женщины, выступать против абортов, за преподавание сотворения мира не теории Дарвина и т.п. Такая партия и может быть православной, не по названию, а по содержанию.

    Ответить

  • 17.01.2012 14:50:43

    Кривошеев Виталий

    Странно звучит. У нас есть Православная Церковь, зачем нам православная партия?? Или религия уже отвергает нравственные свои начала и открыто заявляет, что я не конфессия, а политическая сила (с верой в Бога) К тому же, что мешает церкви вести глобальную пропаганду своих норм, ценностей и т.д. И совсем необязательно для этого менять сво

    Ответить

    • 17.01.2012 14:52:55

      Кривошеев Виталий

      И совсем необязательно для этого менять свой "юридический статус" (нечаянно нажал интер)

      Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию